Александр Поздняков

730 шагов

Когда-то, в юности, впервые прочитав «Преступление и наказание», я вдоль и поперек исходил Петербург Достоевского – кварталы вокруг Сенной, набережные «канавы», дворы с поленницами дров и пахнущие кошками лестницы. Одна из них вела к каморке Раскольникова и, поднимаясь по стертым ступеням, на стенах можно было прочитать столько философских суждений, напутствий, максим – которые сегодня пишут в «комментах» блогов (правда, не столь талантливо).

Помню, как отсчитывал те семьсот тридцать шагов, что вели к дому старухи-процентщицы и у меня никогда не получалась эта цифра, что меня огорчало. Уже тогда я понял, что это особый мир, таинственная страна, именуемая Петербургом Достоевского, где всё немножко не так, где действуют другие законы. В газетах появлялись статьи о необходимости создания заповедного квартала...

Здесь бродили фотографы, снимая на «ч/б» углы домов, колесоотбойники, решетки, звонки, коммуналки. Нередко бывали и киношники. Тараторкин и Смоктуновский были очень убедительны...

Юрий Пантелеев давно открыл для себя эту планету. Он сжился с этой мистической стороной, где всё «освещается каким-то особенным светом», где сон и явь поменялись местами, где можно встретить странных, не от мира сего людей... Он увидел и запечатлел в своих фотографиях образы героев Достоевского, свои ощущения переживания, возникающие после прочтения «Белых ночей» или «Идиота». Зыбкое колыхание отраженных в воде фасадов, ажурные решетки парапетов, щербатые гранитные устои мостов... И надо всем этим – драматическое небо, тревожное, предгрозовое, вобравшее в себя любовь, страдания и боль героев, живущих под этими небесами.

Юрий Пантелеев – зрелый мастер, его работы открывают нам иные грани уже привычного, помогают глубже понять поэтику и философию великого писателя. Зная Юрия много лет, я с интересом отмечал, как меняется его отношение к писателю, к городу, к жизни. Визуальные образы прозы Достоевского порой становились символами, загадочными иероглифами, в которых был зашифрован сам смысл жизни...

Альбом фотохудожника Юрия Пантелеева «Петербург-город мистический» визуально интерпретирует три важнейших романа Достоевского: «Белые ночи», «Идиот», «Преступление и наказание». Впервые это делается в стиле фотолитографии XIX века, что сближает эти фотоработы с изобразительным искусством прошлого.

16.02.2016

Комментарии (1)

Альфред Николаевич
12.07.2016
Посмотрел галерею по роману Преступление и наказание и решил самолично подсчитать количество шагов.

Разместить комментарий