Юрий Пантелеев

Беседы Поэта с Фотохудожником на телеканале общественного телевидения ВОТ

Однажды на выставке в Союзе художников России представил свой концептуальный автопортрет. Почему концептуальный? Хотелось выразить сложность и неоднозначность творческих поисков художника. В день открытия выставки прохожу с хорошим знакомым мимо автопортрета. Две дамы внимательно вглядываются в фотографию, оживленно ее обсуждают. Мой попутчик намеренно громко говорит:

– Дамы, автор за вашей спиной!

Они поворачиваются, завязывается беседа. Оказалось, одна из них поэтесса, другая пишет прозу и критические статьи. Во время разговора выясняется, что они являются членами Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р.Державина. Меня приглашают посетить ближайшее заседание.

Опускаю описание дальнейшего хода событий, скажу лишь, что мне предложили вступить в Академию по совокупности творческих достижений. Немаловажную роль в этом сыграло то, что в 2006 г. издательство «Сад искусств» в серии «Блистательный Петербург» вышел цикл авторских открыток «Поэзия Александра Блока в фотографиях Юрия Пантелеева». Это был полностью мой авторский проект, от идеи до подбора стихов к фотографиям.

В это время президент академии поэт Евгений Раевский на телеканале общественного телевидения «ВОТ» вел авторскую телепрограмму «Портреты». Название телепрограммы, помимо познавательной стороны, очень органично сочеталось с внешним обликом ведущего – поэта Е.П.Раевского. Элегантный бархатный берет вызывал ассоциации с художниками эпохи Возрождения. Небрежно-пижонски повязанный шарф на шее отсылал во времена расцвета парижской литературной богемы. Раевский пригласил меня выступить на телеканале «Ваше общественное телевидение» после открытия выставки «Аристократы Духа на фоне города» в Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы.

После обычного представления зрителям телеканала общественного телевидения началось обсуждение идеи выставки.

Следует сказать, что творческий интерес у меня вызывают люди, занимающиеся духовной жизнью. Внутренний мир человека всегда отражается в поступках, жестах, в глазах и, несомненно, делает лицо интересным. Поэтому приходилось не столько работать, сколько заниматься сотворчеством с неординарными личностями. Интересно было придумывать психологические образы на фоне самых неожиданных мест Петербурга. Удача приходила тогда, когда герой был естественен в кадре, раскован, и в сочетании с фоном города возникал образ. В ходе работы необходимо было искать неожиданные образы для поэтов, писателей, художников, певиц, танцовщиков балета.

Чтобы лица были живее, выразительнее, я предложил некоторым поэтам читать собственные стихи во время съемки. Позже они признавались, что такая творческая находка пришлась весьма по душе.

Известный бард Лобановский, автор знаменитой песни 70-х годов «Гаснут свечи», предстал с гитарой на фоне канала и решеток ажурного моста.

Поэтессу Ирину Богородицкую фотографировал в нежных бликах света, струящихся через листву, на фоне Никольского Морского собора. Ее облик наполнился искренней одухотворенностью.

С известным, в свое время, солистом балета и танцовщиком Борисом Бланковым мы договорились встретиться на Дворцовой площади. Пристально всматриваясь в интеллигентное, даже аристократическое лицо (позже он рассказал, что происходит из дворянского рода), я увидел его в образе князя Андрея Болконского. Дворцовая площадь и старинная золоченая карета полностью соответствовали замыслу и названию будущей выставки.

Раевский потом не раз приглашал меня в свои передачи на телеканале общественного телевидения, задавая, порой, неожиданные вопросы. Однажды поинтересовался, как отношусь к человеческой зависти. Вопрос заставил задуматься. Успехам достойных, талантливых людей как-то не привык завидовать. Скорее, могу порадоваться за них, что в творческой среде явление довольно редкое. Думаю, конкуренцию и борьбу честолюбий никуда не денешь. Если тебе завидуют явно, неприкрыто, пытаясь очернить или умалить творческие достижения, такое малоприятно. Именно так на вопрос тогда и ответил. В целом, тема человеческой зависти психологически сложная, недаром ее в свое время Пушкин поднял в одном известном произведении.

В наших беседах-интервью на телеканале общественного телевидения неоднократно поднимался вопрос об источнике вдохновения для фотохудожника. Трудно сказать, что именно заставляет обратиться к той или иной теме. Каждый раз происходит по-разному. Иногда идею вынашиваешь месяцами, страдая в творческих муках и долго не решаясь приступить к фотосъемке. А иногда наступает внезапное озарение, заставляя без оглядки бросаться в омут напряженной работы.

Часто литература подталкивала к созданию целых серий и фотокниг: серия – «Петербург Александра Блока», фотокнига «Взгляд сквозь время. Три петербургских романа Достоевского». Историческая серия «Век Романовых – принцы Ольденбургские» позже переросла в выставку и в настоящее время постоянно экспонируется в библиотеке им. Пушкина на Петроградской стороне. Ночной Петербург, фантасмагорические фотографии, пейзажи, фотографии настроения – все можно посмотреть на сайте, в разделе «Галерея».

Подводя итог сказанному, ещё больше утверждаюсь в мысли, что интересный художник должен быть очень ассоциативен. Талантливый, глубокий художник-мастер в душе всегда является поэтом и видит мир в неординарных представлениях-образах.

21.11.2016

Комментарии (0)

Разместить комментарий