ШКОЛА ФОТОГРАФИИ

Сегодня фотография стала доступнее и легче, чем когда-либо прежде, поэтому школа фотографии становится востребованной для все большего количества людей. Производители снаряжения изощряются, запуская в производство камеры, назначение которых — сделать процесс фотосъемки как можно легче и проще. Школа фотографии поможет самостоятельно разобраться в многообразии имеющихся в продаже фотокамер и фотопленок, позволяющих получить высококачественные результаты в любой вообразимой ситуации. Уличные фотолаборатории встречаются чуть ли не на каждом углу, поэтому результаты фотосъемки можно увидеть уже в течение часа.

Стремительное развитие компьютерных технологий, прогресс в области цифровой записи изображения обусловили огромный интерес к устройствам, позволяющим получать фотографическое изображение без химической обработки. Отсутствие потерь в качестве при длительном хранении и копировании, неограниченные возможности компьютерной обработки изображения привлекают художников, фотографов, компьютерщиков, как профессионалов, так и любителей.

Многие впервые сталкиваются с компьютером, поэтому школа фотографии становится насущной необходимостью для таких людей. Но и для специалистов полезно сравнить цифровую фотографию с традиционной пленочной. Школа фотографии поможет окончательно сделать выбор в пользу того или иного направления, или, используя достоинства обоих, получать неожиданные, а зачастую и превосходные результаты. Школа фотографии позволит разобраться, что необходимо для занятий цифровой фотографией каждой группе пользователей, и в какую сумму, на сегодняшний день, обойдется любимое хобби.

Немало полезной информации школа фотографии предоставляет начинающим фотографам при приобретении оборудования для фотосъемки. Чтобы получить лучший результат и не переплачивать за ненужную аппаратуру, пришедший в магазин покупатель должен четко представлять себе, чем он собирается заниматься и какой результат намерен получить. Школа фотографии научит ориентироваться в терминах и понятиях фотографии, иначе, попав в руки недобросовестного продавца, можно переплатить немало честно заработанных денег.

Однако, несмотря на значительный прогресс в технике, фотография по-прежнему остается творческим процессом, который в большей степени зависит от мастерства и пытливости фотографа. Вы можете приобрести самое дорогое, самое современное оборудование, но без наличия знаний, опыта и вдохновения ваши усилия, вероятнее всего, пойдут насмарку. Школа фотографии позволит любому, даже начинающему фотографу, получить исчерпывающую информацию на все интересующие его вопросы в области техники и искусства фотографии.

Школа фотографии Юрия Пантелеева представляет собой насыщенный фактами, составленный в удобной и практичной форме сборник популярных статей. Главное назначение этих статей — снабдить начинающего фотографа всей необходимой информацией, которая потребуется по мере того, как будет возрастать его интерес к занятиям фотографией. Чтобы получить нужную информацию в школе фотографии, необходимо только перейти по ссылке, и найдется решение любой проблемы.

27.09.2016

Наблюдательность

В городе Павлове (Колтушах) на фронтоне одной из лабораторий начертано: «Наблюдательность и наблюдательность». Эти слова относятся к деятелям науки. Но разве не меньше должен помнить о них портретист, чьи творческие успехи прямо зависят от развитой наблюдательности?

Когда-то Дидро призывал художников: «Ищите уличные происшествия, будьте наблюдателями на улицах, в садах, на рынках, дома...»

Тем же советом о наблюдательности обязаны воспользоваться «ловцы сюжетов» — фотожурналисты. Недаром фотографию называют искусством останавливать мимолетное. Ее сила — в неопровержимой правде запечатленного. Снято — значит было. Моментальная съемка помогает познать красоту живого движения, проникнуть в потаенные глубины человеческих чувств и переживаний.

Однако не все обозримое одинаково равноценно. Объектив аппарата видит подробней, но глаз фотохудожника глубже. Фотографировать — значит видеть осознанно, остро, точно и по-своему. Развитой наблюдательностью, собственно, и отличается профессионал от рядового обладателя фотоаппарата.

Подлинного фотохудожника, как человека увлеченного, ищущего, никогда не покидает наблюдательность, стремление что-то подмечать, выделять в окружающем. Используя любую возможность для тренировки своей наблюдательности, он даже мысленно «фотографирует». Если автор к тому же психолог и гуманист, он способен ввести нас в мир своих героев так тонко и естественно, что каждый его снимок становится новеллой о жизни. Художник-гуманист видит дальше, потому что он видит для всех...

Казалось, излишне распространяться о пользе наблюдательности. И все же не мешает уточнить, какая именно наблюдательность необходима портретисту. Проявить наблюдательность — значит не только проявить самостоятельность замысла и обостренное восприятие жизненных явлений. Художник, работающий в жанре портрета, должен еще обладать особым умением вживаться в психологию своей модели...

Личность — единство биологического и социального. Очевидно, что нужны еще данные, раскрывающие ее внутренний мир. Говоря словами Гоголя, важно «схватить душу», а не «платье и тело».

«У него тяжелые плечи, короткая шея, а косой разлет бровей и небольшие, опущенные книзу усы придают лицу что-то монгольское» (С. Маршак). Всего одна фраза и портрет композитора Глазунова нарисован. Точность характеристики — результат острой наблюдательности. Без этой развитой наблюдательности подмечать какие-то устойчивые признаки, типизирующие личность, не получить и художественного фотопортрета. Для глубокого психологического раскрытия образа необходимо активное целенаправленное наблюдение объекта. Это— тоже творческий процесс, и он никогда не оставляет истинного художника.

«Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах, — говорил художник П. А. Федотов. — Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза, мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать». Такая же постоянная наблюдательность к жизни должно всюду сопровождать и фотографа.

С наблюдательностью тесно связана находчивость, умение оперативно отреагировать спуском затвора. Такая наблюдательность в свое время помогло одному французскому фоторепортеру запечатлеть сценку огромного публицистического резонанса.

Президент Франции Пуанкаре посетил военное кладбище. Он шел густой аллеей могильных крестов, и в какой-то момент на лице его появилась веселая ухмылка. Этого было достаточно, чтобы навеки остался репортажный кадр с надписью: «Пуанкаре — война смеется». Знаменитый снимок напечатали в газетах. Во французском парламенте разразился скандал. Президенту пришлось оправдываться: он-де не смеялся, а щурился от солнца... Это был тот случай, когда фотожурналист смог успешно реализовать свою наблюдательность.

Вдумчивый мастер, обладающий хорошей наблюдательностью, вглядываясь во внешний облик портретируемого, стремится понять его думы и чувства, проникнуть в тайники его души. «В каждом человеке сидит десяток людей, и часто все они начинают действовать одновременно»,— читаем в «Дневнике» Делакруа.

Моментальная съемка, кроме наблюдательности, разумеется, также не исключает предварительного изучения объекта. Для поставленного же портрета такое изучение просто необходимо. Без подготовки трудно выбрать из бесконечного числа композиционных и световых вариантов те немногие, которые органичны для данной модели.

Природа щедра: на свете нет двух совершенно схожих людей. И нет творчества, если его не предваряют определившиеся впечатления о портретируемом человеке. Между тем даже в условиях подготовленной съемки фотограф не всегда располагает временем для изучения объекта. Тут приходится целиком рассчитывать на свою наблюдательность.

«Внешность обманчива» — бросаем мы порой крылатую фразу. Нет, если художник обладает хорошей наблюдательностью, ему не обмануться. Никакая зримая деталь, выражающая общее в единичном, не минует его. Он ищет характерное и в косвенных признаках. Это признаки проявляются и в поведении человека и даже в его манере одеваться.

Легкая, ниспадающая прядь, тяжелые локоны или плотный до глянцевого блеска зачес — тоже немаловажный элемент характеристики. А украшения, фасон платья, особенность носить одежду служат показателем привычек, вкуса, культурного уровня человека, открывающих какие-то новые грани его характера. Одежда — весьма существенный элемент характеристики. И легко понять досаду истинного фотопортретиста, обладающего профессиональной наблюдательностью, вынужденного иметь дело с расфранченными модницами или специально приодевшимися людьми. Кому из работников съемочных ателье не знакомо их настойчивое желание сфотографироваться в новом костюме?

Словно предвидя безропотность фотографов-профессионалов перед вкусами заказчиков, мудрый Дидро предупреждал: «...нет ничего более нелепого, чем изображение человека в новом костюме, только что от портного, хотя бы этот портной и был самым искусным человеком своего времени. Чем лучше облегает одежда члены тела, тем больше фигура будет походить на фигуру деревянного манекена, не говоря уже о том, что художник потеряет в разнообразии форм и освещения, порождаемых складками и измятостью старой одежды».

Поиски характерного — отнюдь не поиски исключительного. Необычный наклон головы, причудливая поза не прибавят образу типичности. Самый интересный ракурс может подвести автора, даже обладающего хорошей наблюдательностью, если тот в угоду ложно понятой выразительности пренебрежет естественным положением своей модели.

Наблюдательность фотографа нередко подвергается испытаниям при встрече с людьми чрезвычайно застенчивыми. От смущения они становятся малоподвижными и даже неуклюжими. Нужно ли пытаться их расшевелить, если сама нескладность — особенность склада их натуры?

Кроме внешнего движения лица есть еще внутреннее, выражающее душевное состояние человека. Для наблюдательности фотохудожника здесь имеет значение прежде всего направление взгляда. Глаза — смысловой и зрительный центр крупнопланового головного портрета. Фотограф с хорошей наблюдательностью понимает, что именно от глаз зависит выражение лица. Уловить осмысленность взгляда — первая задача наблюдательности фотографа.

Одно из правил, выработанное наблюдательностью профессионалов, гласит: глаза должны смотреть в том направлении, куда обращена голова. Они могут смотреть даже немного больше в сторону, чем голова. Это будет правдоподобнее, нежели оставить туловище повернутым в противоположную сторону.

Иногда глаза могут стать даже самостоятельным изображением. На снимке лицо, закрытое марлевой повязкой. Оставлена только его часть, показывающая зоркий, сосредоточенный взгляд. Это — глаза хирурга в момент проводимой операции. Только наблюдательность фотографа позволила сделать такой кадр, предельно лаконичен и вместе с тем не лишен содержания.

Сфотографировать глаза так, чтобы передать их живое выражение,— несомненно, дело трудное и требует профессиональной наблюдательности. Под воздействием освещения зрачок изменяет форму: на ярком свету он суживается, на слабом — расширяется. (Мышцы радужной оболочки глаза выполняют роль своеобразной диафрагмы, регулирующей поступление световых лучей.)

При ярком боковом свете на радужной оболочке появляется отражение в виде маленького светлого пятна или точки. Только наблюдательность настоящего фотохудожника позволит ему обратить внимание на этот блик, который очень важно сохранить на снимке. Усиливая впечатление объемности, он в то же время необычайно оживляет выражение лица.

Мышцы лица находятся между собой в тесном взаимодействии. Движение тех же глазных мышц связано с движением надбровных дуг, выдающих радость, удивление, испуг... Короткая шея, грузный подбородок, острые скулы, впалые щеки, удлиненный разрез глаз — да мало ли каких индивидуальных признаков физического облика! Фотохудожник с хорошей наблюдательностью увидит, что они слишком заметно отклоняются от нормы, и поймет необходимость выражать их тактично, не впадая в шарж.

Некоторых людей отличает, например, движение носовых мышц. Фотограф, обладающий профессиональной наблюдательностью, не упустит это виду. Выявляя форму носа, приходится искать допустимый наклон головы. Резкий наклон может исказить пропорцию носа.

Подвижны также рот и губы, что фотограф с хорошей наблюдательностью может заметить по образованию складочек в углах рта. В отдельных случаях мышца нижней губы при сокращении опускается по всей длине рта и выворачивает губу наружу. Если это типичный для объекта признак, им не следует пренебрегать.

Вообще, тренируя наблюдательность, надо помнить: каждая деталь лица по-своему дополняет и уточняет индивидуальный физический облик. Наблюдательный фотопортретист имеет возможность запечатлеть то самое мгновение, когда душевное состояние портретируемого раскрывается с наибольшей полнотой. Если это мгновение «схвачено», то снимок может претендовать на внимание зрителя.

Итак, парусу нужен ветер, фотографу — наблюдательность. Отсюда сам собой напрашивается вывод: художник-портретист должен обладать такой наблюдательностью, которая помогла бы быстро и безошибочно угадывать за внешним обликом внутренний мир человека.

27.09.2016

Портретное сходство

Портретное сходство – очень важная творческая проблема, которую приходится решать фотографу при создании фотопортрета. Не может быть «хорошего портрета» без наличия портретного сходства. Даже такая, на первый взгляд, второстепенная деталь, как волосы, играет существенную роль в изобразительной характеристике человека.

Достоверность — суть природы фотографического изображения, но это качество не сводится лишь к зеркальному тождеству копии с оригиналом. Фотоискусство также ставит себе задачу образного воплощения действительности. Поэтому вопрос о портретном сходстве не может не интересовать фотохудожников, специализирующихся в портретной съемке.

На разных исторических этапах развития пространственных искусств по-разному понимали портретное сходство. Но для художников-реалистов всегда остаются незыблемыми эстетические принципы, заложенные великими портретистами прошлого начиная с эпохи Возрождения. Каждому фотографу, стремящемуся повысить свое мастерство, необходимо изучать драгоценный опыт классической живописи.

Как же должна решаться проблема портретного сходства в творческой практике профессионала? Очевидно, стремлением найти верное соотношение внутренней сущности портретируемого и его наружности. В подлинно художественном портрете это соотношение нерасторжимо. Надо различать внешнее портретное сходство и сходство внешности. Только выделяя важнейшие черты облика фотомастер сможет раскрыть и существенные грани человеческого характера.

Не может достигнуть портретного сходства тот фотограф, который в подходе к объекту остается сугубым натуралистом. В наши дни это подтверждает продукция фоторемесленников. «Ничто так не близко к вымыслу, как фотографии, сделанные для удостоверения личности». Нельзя не согласиться с этим несколько парадоксальным выводом И. Эренбурга. Передать портретное сходство — значит отразить постоянство характерных черт.

Тот же автор высказывает такие соображения на этот счет: «Художник изучает свою модель, ищет не обманчивого внешнего портретного сходства, а раскрытия в портрете сущности модели. Когда человек позирует, с его лица постепенно исчезают меняющиеся оттенки, лицо лишается того, что мы обычно называем «выражением». Не раз ночью в последних поездах метро я разглядывал лица усталых людей, в них не было ничего преходящего, выступали характерные черты. Человек, которого фотографируют, однако, не похож на себя; заметив наведенный на него объектив, он тотчас меняется. Это делает столь неправдоподобными молодоженов в витрине провинциального фотографа. В снимках, где люди стараются прибрать свое лицо, как прибирают для гостей комнату, нет ни постоянного характера модели, ни достоверности минуты».

В свое время фотографической фирме О. Ренар представилась возможность сделать несколько фотопортретов Л. Н. Толстого. Съемки проводились в Ясной Поляне в разные часы одного дня (18 сентября 1909 года). Историческая и документальная ценность этих снимков бесспорна, но в художественном отношении они лишены интереса. Почему? Потому что мы видим на них разных Толстых. Протокольный подход к объекту мог обеспечить лишь приблизительное портретное сходство, но никак не раскрыть все глубины образа великого писателя. Фотограф оказался бесстрастным «ремесленником», а не художником-творцом.

Как же фотографировать с целью добиться портретного сходства?

Старые фотомастера решали задачу обеспечения портретного сходства, пользуясь специальными портретными объективами. Теперь же на помощь пришли фотоматериалы высокой светочувствительности. Иначе говоря, результат предрешает не столько оптика, сколько выбор освещения и соответствующая точка съемки.

Кстати сказать, не нужно смешивать точку съемки с положением (наклоном) аппарата. Точка съемки связана не только с направлением оптической оси объектива по отношению к плоскости изображения, но и с расстоянием между аппаратом и снимаемым человеком. Следовательно, точка съемки может влиять на портретное сходство также удаленностью или приближенностью аппарата к объекту. При съемке с близкого расстояния все выступающие вперед детали могут получиться преувеличенными. Необходимо поэтому заранее учитывать их допустимое изменение.

Натуралисту труднее получить портретное сходство, чем реалисту. Вспомним некоторых передвижников, приверженных к излишней иллюстративности. В плеяду выдающихся русских портретистов вошли не они, а именно те члены того же общества, которые строго и последовательно придерживались принципов реализма. Поразительного портретного сходства достигали Крамской, Репин, Серов. Сохраняя достоверность внешнего, физического облика, они умели раскрывать за ним внутреннее содержание человека, давать острую социальную и психологическую характеристику.

Мы не коснулись ряда других причин, прямо или косвенно влияющих на портретное сходство (в частности, кадрирования отпечатка). Вполне очевидно, что крупноплановый снимок, где лицо дано в обрезе, явно изменяет представление о возрасте человека. Уместно упомянуть и о наиболее «выгодном» для данного объекта повороте головы. Особенности ее строения как будто подсказывают необходимость снимать в три четверти с приближением к профилю. Вероятно, также было бы правильнее показать девичье лицо в светлой тональной гамме, избегая резкой светотени.

Итак, получение портретного сходства обусловлено и положением аппарата, и освещением, и позитивным процессом. Но только ли этим? А наблюдательность, а момент спуска затвора? Разве не развитому «чувству момента», столь необходимому фотожурналисту, мы обязаны появлением многих замечательных портретов?

В какое-то мгновение человек бывает больше всего похож на себя, Его эмоции проявляются с особой силой. Успеть уловить эту редкую долю секунды, обращающую выражение лица в эхо душевного состояния,— самое заветное желание художника.

Обстановка непринужденного общения и быстрая ориентация — главное, что помогает получить не просто портретное сходство, а жизненно правдивый образ. Для фотографа же, отделывающегося передачей внешних примет, облик современника — просто сумма общечеловеческих физических черт. Ограничиваться передачей одной внешней схожести — значит удовлетворяться суррогатом. Как уже говорилось, художественный фотопортрет — всегда производное творческого отбора и обобщения изобразительных элементов. Вот почему мы должны понимать портретное сходство прежде всего как сходство образа.

27.09.2016

Стиль фотопортрета

В каждом самостоятельном виде искусства есть какая-то преобладающая совокупность выразительных приемов. Эта сложившаяся общность художественной системы позволяет говорить нам о стиле произведений данного искусства. Общие отличительные стилевые признаки наблюдаются и в эволюции стиля фотопортрета. По этим признакам можно судить о применявшихся формальных средствах, об индивидуальной творческой манере каждого художника.

Стиль фотопортрета развивался во взаимосвязи с другими видами пространственных искусств. Светописное изображение также знает исторические этапы развития, школы, эволюцию стиля фотопортрета. В самой изобразительной трактовке объекта находили отражение общественные интересы.

Во второй половине XIX-го века все заметнее обозначался отход стиля фотопортрета от реалистического метода изображения. Тон этому задавала живопись. Преобладавший в ней академический классицизм сменялся импрессионизмом. Нельзя, конечно проводить полную аналогию в становлении стилей двух разных искусств – стиля живописи и стиля фотопортрета, – но основные тенденции их развития во многом совпадают. Главным потребителем фотографической продукции был городской обыватель. Профессиональные фотопортретисты стиль фотопортрета стремились приспосабливаться к его требованиям и вкусам.

Сохранить клиента — значит потрафить ему. А стиль фотопортрета в его вкусе – это респектабельность, внешнее благородство облика. Зависимость фотографа от заказчика привела к тому, что эстетические традиции в стиле фотопортрета превратились в традиционизм. Верность правде подменялась натуралистическим правдоподобием, а новаторство — эклектизмом и стилизаторством.

В богатых городских салонах на рубеже XIX-XX-го веков большим успехом пользовался стиль фотопортрета в виде символических фотокомпозиций австрийца Пихие и американки Анны Бригман. В их работах, благодаря увлечению ритмом линий и световыми эффектами, человек, как объект изображения, представал бездушной величиной, приравненной к пейзажу и натюрморту.

Еще более явственный след оставил в формировании стиля фотопортрета импрессионизм (как известно, он оказал воздействие даже на некоторых передвижников). Само слово «светопись» будто бы обязывало к поискам эффектов освещения, к передаче собственных впечатлений о форме предметов натуры. В 1912 году популярный художественный журнал «Солнце России» опубликовал специальную статью «Фотоимпрессионизм», иллюстрировав ее работами мюнхенских фотографов.

Фотоимпрессионизм проявлял себя в том, что стиль фотопортрета уходил от четкости реальных форм ради светового пятна, расплывчатого силуэта и бликов. Тающие контуры, прозрачная дымка полутонов, раздробленность композиции, все это демонстрировало пренебрежение материальной предметностью мира, что становилось обязательным элементом данного стиля фотопортрета.

Сознательной имитации фотографией формальных признаков другого искусства
Н. Свищов-Паола. Блондинка
Фотографов постоянно упрекали за натуралистичность, за излишний документализм и сухость изображения. И вот нашлось основание последовать моде — в стиле фотопортрета решительно отказаться от детализации и резкости оптического рисунка.

В 1893-1895 годах австрийский фотохудожник Ганс Ватчек ввел в употребление простую некоррегированную линзу-монокль. В среде профессионалов стали считать, что мягкорисующая оптика «дала средство освободиться от назойливой антихудожественной протокольности фотографических произведений и перейти к более индивидуальной передаче изображений». Данный стиль фотопортрета отличается сознательной имитации фотографией формальных признаков другого искусства.

Увлечение этим стилем фотопортрета, расплывчатым, бесконтурным рисунком с непременной игрой световых пятен доходило до того, что некоторые фотохудожники даже отказывались от применения обычных тогда фотобумаг (альбуминной, аристотипной, целлоидиновой) и предпочитали им материал, фактура которого придавала снимкам сходство с масляной живописью. К тому же времени широко распространяются различные усложненные способы позитивной печати. В этом выражалось стремление в стиле фотопортрета освободиться от казавшейся технической ограниченности негатива. Полагали, что только в обработке отпечатка проявляется творческая свобода фотохудожника.

В конце девяностых годов XIX-го века на европейских фотовыставках появились фотографии, сопровождаемые вместо подписи эмблематическим значком трилистника. Это были произведения трех австрийских мастеров: Ганса Ватчека, Гуго Гегенберга и Генриха Кюна — создателей творческого объединения под названием «Трилистник». Каждый «лепесток» трилистника имел самостоятельное авторское лицо; общим для них было применение новой тогда техники печатания — гуммиарабикового способа, разработанного еще в 1855 году французом Пуатвеном. В 1903 году, после смерти Ватчека, австрийский «Трилистник» распался. Но принципиальные установки содружества оказали заметное влияние на стиль фотопортрета в творчестве многих ведущих фотомастеров того времени. Не избежали его и русские фотохудожники.

Фотографы пользовались самыми разнообразными приемами обработки позитива. Отдельные способы позволяли существенно изменять стиль фотопортрета. Современному фотолюбителю мало что скажут такие позитивные процессы, как пигмент, платинотипия, цианотипия, аргентотипия, применявшиеся в практике мастеров художественного фотографирования. К ним обращались, чтобы не только обобщить рисунок, но и произвольно распределить светотональные пятна.

В первое десятилетие XX-го века особенно увлекались экспериментами в этой области. Один только бромомасляный способ (бромойль) имел много вариантов переноса изображения. Известные тогда мастера фотопортрета: немец Дюркооп, француз Демаши — широко применяли, например, олеографию. Названный способ заключался в оттискивании масляного изображения при помощи пресса на бесслойную подложку. Полученные отпечатки точно имитировали модный в те годы стиль фотопортрета – гелиогравюру. Данный стиль фотопортрета вызывал восхищение не столько содержанием изображения, сколько техникой подделки. Фотопортрет ценен прежде всего своей конкретизацией, документальностью. Он не нуждается ни в подмене органичных ему приемов, ни в домысливании реального образа. Подобное своеволие в стиле фотопортрета лишает его главного —жизненной правды.

Обращение в стиле фотопортрета к усложненным способам печатания ради подражания технике живописи и графики привело фотографию к утрате собственного языка. Это очень хорошо заметно на работах, выполнявшихся гуммиарабиком. Гуммиарабиковый процесс считали «наиболее подчинившимся воле работающего и дающим широкий простор проявлению индивидуальности автора».

В России большинство сторонников такого стиля фотопортрета входило в творческую группу «Молодое искусство». Ее идейным рупором был журнал «Вестник фотографии» — орган Русского фотографического общества.

Гуммиарабиковый процесс
А. Тропани. Головка.
Типичным представителем этой группы был профессиональный фотограф Анатолий Иванович Трапани. Творчество Трапани отражает все слабые стороны того стиля фотопортрета, о котором идет речь. Изобретатель так называемого лучистого гумми — одного из вариантов гуммиарабикового способа, — Трапани наносил краску широкими, хаотическими мазками и тем добивался иллюзии фактуры масляной и акварельной живописи. В таком стиле фотопортрета выполнена им работа «Головка». В 1913 году на конкурсе Русского фотографического общества за эту работу Трапани получил золотую медаль.

В России большинство сторонников такого стиля фотопортрета входило в творческую группу «Молодое искусство». Ее идейным рупором был журнал «Вестник фотографии» — орган Русского фотографического общества. Типичным представителем этой группы был профессиональный фотограф Анатолий Иванович Трапани. Творчество Трапани отражает все слабые стороны того стиля фотопортрета, о котором идет речь. Изобретатель так называемого лучистого гумми — одного из вариантов гуммиарабикового способа, — Трапани наносил краску широкими, хаотическими мазками и тем добивался иллюзии фактуры масляной и акварельной живописи. В таком стиле фотопортрета выполнена им работа «Головка». В 1913 году на конкурсе Русского фотографического общества за эту работу Трапани получил золотую медаль.

Прогресс фототехники способствовал расширению изобразительных возможностей светописи, а с этим ее популяризации и развитию стилей фотопортрета. Совершенствование формальных приемов все прочнее утверждало репутацию фотографии как искусства. С появлением творческих союзов европейские фотохудожники все чаще обменивались опытом, периодически устраивая международные выставки. Несколько таких выставок состоялось в России.

Первая мировая война на время разобщила международную фотографическую общественность. Возрождение творческих связей началось лишь в двадцатых годах XX-го века. На формирование стиля фотопортрета двадцатых годов большое влияние оказали фотомастера из немецкой художественной школы «Баухауз Дессау». Фотографическое отделение этой школы являлось центром творческих исканий нового слова в светописи. Идеологи «Баухауза» проповедовали в стиле фотопортрета отказ от станковых картин и замену их художественно оформленными бытовыми вещами.

Руководил фотографическим отделением «Баухауз Дессау» известный венгерский художник Ласло Мохоли-Надь (1895—1946). Он понимал фотографию как искусство, независимое от личного воздействия исполнителя. Основной тезис его декларации гласил: «Механически точные приемы фотографии и кино являются несравнимо более совершенными и выразительными способами для изображения, чем ручные приемы до сих пор известной изобразительной живописи».

Вполне понятно, что в подобной идейно-эстетической атмосфере развитие стиля фотопортрета описываемого периода переживало деградацию. Его фотохудожники теряли мастерство, накопленное выдающимися предшественниками. Объект изображения в таком стиле фотопортрета все чаще рассматривался как повод блеснуть изощренным применением технических новшеств. Задачу портретной съемки видели лишь в необычном размещении фигуры, в экстравагантной позе. Психологическая, профессиональная и тем более социальная характеристики человека исключались.

Фотохудожники, работавшие «для себя», в своем ограничении камерными сюжетами в стиле фотопортрета приходили к пассивной созерцательности. Стремление видеть во всем лишь внешне привлекательную форму породило удобную теорию фотогении. Сторонник этого стиля фотопортрета сторонники утверждали, что не всякое человеческое лицо поддается выразительной съемке и потому-де всегда следует придерживаться отбора.

«Фотогенисты» ценили не сам объект, а вызываемые им съемочные эффекты. Это неизбежно вело к поглощению содержания формой. Из поля зрения фотографов, работавших в этом стиле фотопортрета, совершенно выпадал жизненный реализм. Ему предпочитали темы иррационального, мистического. Слишком «прозаические» детали действительности этого стиля фотопортрета усердно скрывались за флером неясности, недоговоренности.

Что же говорить о бытовой фотографии с ее неизменной установкой «подольстить» модели? В угоду заказчику она застыла на прежних канонических приемах съемки. Об уровне понимания тогда задач художественного стиля фотопортрета можно судить хотя бы по «совету», преподанному одним американским фотоальманахом 1936 года: «...запрокинутая назад голова, глаза вверх придают лицу ангельское, мечтательное или идеалистическое выражение; опущенные голова и глаза — задумчивое, размышляющее, печальное или удрученное выражение; опущенные голова и подбородок, глаза вверх — выражение застенчивости, скрытности или кокетства...» и т. д. и т. п.

За исключением отдельных ведущих фотомастеров, следовавших лучшим традициям художников-реалистов в стиле фотопортрета, искусство фотопортретирования в целом испытывало творческий застой. К сожалению, он наблюдался и в середине XX-го века...

Говоря об эволюции стиля фотопортрета, нельзя не упомянуть о фоторепортаже как приеме съемки. Уже в. начале столетия он начал оказывать заметное влияние на развитие фотоискусства.

США — первая страна, применившая и широко использовавшая фоторепортаж в периодической печати. Надо ли напоминать, какие требования предъявляются фотокорреспонденту, обслуживающему прессу? Он обязан поставлять сюжеты, рассчитанные не столько на точную информацию, сколько на сенсацию. Это определяет и художественное качество стиля фотопортрета (вернее, отсутствие такового).

Реклама — двигатель торговли. Для бесперебойной работы этого «двигателя» мобилизуются самые последние достижения фотохимии и полиграфической техники. Бесчисленные проспекты, прейскуранты, альбомы, журналы пестрят женскими личиками, обращающими к покупателю свои белозубые улыбки.
Такой стиль фотопортрета, конечно, ничего общего не имеет с художественной фотографией, хотя его основу всегда составляет изображение человеческого лица и фигуры. Форма исполнения фотопортрета, как правило, рассчитана на броскость: насыщенный свет, контрастно отделяющий объект от фона, подчеркнутая фактура деталей, условная тональная моделировка лица. В этом стиле фотопортрета все средства призваны показать елицо миловидным, обаятельным и, по возможности, сексуальным.

Для профессионалов, работающим в таком стиле фотопортрета, характерно сочетание совершенной фототехники и консервативных правил съемки. Напрасно искать в таких работах каких-либо творческих откровений и тем более глубины трактовки портретного образа. В равной мере, за малым исключением, это относится и к творчеству ведущих фотохудожников.

Ретроспективный обзор снимков фотографов, работающих в таком стиле фотопортрета, убеждает в малоотрадном явлении — утверждении примата механических процессов над творческими. По-прежнему проявляется тяготение к световым эффектам и необычному оптическому рисунку. Изменились только сюжеты (в частности, жанровые) и способы проявления снимков.

Теоретические истоки данного стиля фотопортрета исходят из платформы так называемой группы «Ф:64», активно проявлявшей себя в тридцатых годах XX-го века. Само название объединения подчеркивает стремление к съемке с «закрученной диафрагмой». Как и в школе «Баухауз», здесь имело место преклонение перед чистым фотографическим процессом. При выборе сюжета сам объектив должен подсказывать перспективу наблюдения.

Идеолог данного стиля фотопортрета — Эдвард Уэстон (1886-1958) — заявлял, что «снимок должен быть предельно резким, с совершенно четкими контурами всех предметов, от самых близких до самых дальних. Он должен иметь гладкую, блестящую поверхность, способную выявить все то изумительное богатство фактуры и деталей, которое возможно только на снимке. Градация тонов должна быть чистой, без малейшей вуалированности». Ратуя за приоритет голой техники, Уэстон умозаключал: «Механическая камера и неподкупный глаз — объектив, ограничивая личную фантазию художника, ведут его по пути объективного отражения внешнего мира».

Нет необходимости доказывать явную порочность этого стиля фотопортрета, предполагающего, в сущности, пассивное подчинение человека технологии. Нетрудно представить себе фотопортрет, сделанный ярым поборником декларированной концепции.

Ограничивая свою фантазию ради мнимой объективизации, то есть, проще говоря, освобождая себя от стремления к образному видению, фотохудожник, предпочитающий подобный стиль фотопортрета, неминуемо обращается в бескрылого документатора. Ведь образное мышление предполагает умение видеть в натуре ее сущность, ее ведущие закономерности, а это чуждо натуралисту.

Снимок в реалистичный стиле фотопортрета — произведение творческого отбора и обобщения. Поэтому сколь ни велика в фотографии зависимость автора от технических средств изображения, он только тогда истинный мастер, когда властвует над ними. Зритель остается равнодушным к произведениям, образы которых не согреты вниманием и любовью к человеку.

27.09.2016

История фотопортрета

История фотопортрета непосредственным образом связана с историей зарождения фотографии. Еще великий Леонардо набросал чертеж камеры-обскуры, хотя принцип ее действия стал известен намного раньше. Однако никто не может безошибочно назвать имя первого конструктора этого устройства. Изобретение становится реальностью, когда гениальная догадка счастливо совпадает с назревшими потребностями времени.

В экспериментах не было недостатка. Удачливее других оказался француз Нисефор Ньепс. Он подметил свойство некоторых химических элементов чернеть на свету. В 1822 году ему удалось получить на стекле, покрытом битумом, гелиографическую копию с гравюры папы Пия VII – первый случай создания фотопортрета в истории.

Другой соотечественник Ньепса — Луи Дагер сконструировал фотокамеру и предложил более совершенный способ закрепления изображений на светочувствительном слое. В истории фотопортрета этот способ, названный его именем — дагерротипией, сразу получил практическое применение.

Заседание Парижской академии наук 19 августа 1839 года ознаменовало собой акт официального признания выдающегося открытия. Для дальнейшего развития истории фотопортрета создание светописи имело такое значение, которое трудно переоценить. Это событие часто приравнивают даже к изобретению книгопечатания.

С момента зарождения фотографии в истории фотопортрета не утихали споры о том, искусство ли это? Некоторые современники даже сомневались в пользе изобретения. Новому способу создания изображения предсказывали, в лучшем случае, скромную роль прикладного технического средства. О каком-либо художественном воспроизведении натуры никто не помышлял. История фотопортрета полна примеров оценки притязаний подобного рода, как профанации искусства.

Наиболее рьяные противники «механического изображения» особенно недопустимой считали съемку людей, что, как считают некоторые специалисты, отрицательно сказалось на развитии истории фотопортрета. Они видели в этом чуть ли не богохульство. Не успело последовать официальное признание изобретения Дагера, как в том же 1839 году немецкая газета «Лейпцигер Анцейгер» разразилась гневным осуждением: «Желание фиксировать беглые отображения граничит с кощунством. Бог создал человека по своему подобию, и никакой человеческий аппарат не может зафиксировать изображение подобия бога; бог должен был бы изменить своим вечным принципам, чтобы позволить какому-то французу из Парижа бросить в мир такую дьявольскую выдумку».

История фотопортрета в России также полна голосов осуждения. Критики милостиво оставляли светописи съемку мертвой натуры, но тоже возражали против изображения человека. «Что касается до снимка портретов посредством дагерротипа, — резюмировала одна газета, — то нам это кажется бесполезным».

У первых дагерротипов, несомненно, было много недостатков. Съемку живой натуры — человека — затрудняла слабая светочувствительность фотоматериалов и примитивная оптика. Однако в 1841 году, то есть через два года после изобретения дагерротипии, венгерский ученый И. Петцваль рассчитал достаточно коррегированный портретный объектив, что дало мощный толчок в развитии истории фотопортрета.

Из первых снимков в истории фотопортрета, исполненных самим Дагером, дошел до нас портрет лондонского инженера Эндрью Шанкса. Сеанс проводился на ярком солнце, и все же выдержка продолжалась около часа.

В сентябре 1839 года в Мюнхенском союзе искусств профессор Штейнгель впервые показал два фотопортрета, полученные им по способу Дагера. А в следующем году газета «Гамбургский корреспондент» уже писала о «выставке фотографических портретов художника Изеринга». В истории фотопортрета с именем этого художника связано первое в Германии съемочное ателье, открытое в 1841 году.

История фотопортрета в России тоже не отставала. Судя по датам, Россия даже опередила немцев. Газета «Московские ведомости» за 1840 год (№51) уведомляла об открытии А. Ф. Грековым «художественного кабинета». Пытливый русский умелец предлагал обзавестись фотопортретами «величиной в обыкновенную золотую табакерку». Упоминание о табакерке имело свой смысл. В нем таился косвенный намек на соревнование с художниками-миниатюристами. В истории фотопортрета на смену их монополии шел технический способ изображения, еще не ставший искусством, но уже искавший потребителя.

Постепенно примирялись с дагерротипией и ее вчерашние противники. Они сами уже не отказывались от услуг фотографов. Известный французский художник-карикатурист О. Домье, вначале яростно выступавший против светописи, покорно встает перед аппаратом Надара, а по другому дагерротипу того же мастера сам пишет портрет композитора Берлиоза.

Охотно позирует фотографам и Бальзак. В истории фотопортрета существует дагерротип, на котором писатель изображен одетым по-домашнему (в сорочке). Очевидец свидетельствовал: «Сходство и выражение не оставляют желать ничего лучшего».

Другой знаменитый в истории фотопортрета француз — поэт, историк и политический деятель А. Ламартин, называвший светопись «бессовестным шарлатанством», через двадцать лет изменил свое мнение. В 1859 году он письменно заявил: «Фотография — это фотография... Мы не говорим больше, что это ремесло, это искусство».

А в 1878 году случилось событие, которое в истории фотопортрета стало знаковым — в садах Ватикана сфотографировался со своей свитой сам папа Лев XIII. Свои впечатления о результатах он излил латинскими стихами. В них воспевалось «новое изображение природы, которое не может быть выявлено более совершенно, даже рукой самого Аппеллеса...».

Итак, анафема сменилась панегириками...

Увлечения фотографией в истории фотопортрета не избежали многие выдающиеся люди и в том числе писатели (Эмиль Золя, Виктор Гюго). Страстным фотографом в России был Леонид Андреев, занимавшийся цветной съемкой (его работы экспонировались на выставках, а фотопортрет сына Вадима был опубликован в журнале).

С некоторым опозданием, но зато вернее и глубже других, почувствовали и оценили возможности светописи мастера пространственных искусств. История фотопортрета в Росси непосредственно связана с именем такого выдающегося деятеля русской культуры, как В. В. Стасов. Связанный дружескими узами с передвижниками, он настойчиво призывал их к верному пониманию фотографии и к признанию ее искусством. Уже в первых дагерротипах он разглядел такие достоинства изображения, как «строгость совершенного контура, чудную постепенность светов и теней».

С большим уважением к фотографии относился Илья Ефимович Репин. По словам Корнея Чуковского, великий русский художник предвидел те огромные возможности, которые в ней таятся. Илья Ефимович любил рассказывать друзьям, что композицию своей знаменитой картины «Государственный совет» он открыл благодаря любительским снимкам, сделанным в 1899 году его женой Натальей Борисовной Нордман-Северовой. (Н. Нордман была активным фотолюбителем и часто выступала на фотографических выставках). Один из персонажей этой картины — министр внутренних дел Д. С. Сипягин — написан целиком по фотоснимку. Академик живописи И. С. Куликов, помогавший своему учителю в работе над полотном, пишет: «Эскиз Репин делал с зарисовок и снимков, которые он изготовлял своим фотоаппаратом». В тех же воспоминаниях И. С. Куликов добавляет: «Пластинки проявляла Н. Б. Нордман: «мой фотограф», как говорил Репин».

С. А. Толстая в своих автобиографических записках («Моя жизнь») сообщает: «...Лев Николаевич с купанья шел домой босой, Репин тут же зарисовал его в таком виде и потом уже кончил портрет по фотографиям».

В числе тех, кто высоко оценил значение фотографии для развития истории фотопортрета, как искусства, был и другой известный русский художник — И. И. Левитан. Он писал К. А. Тимирязеву: «Ваша мысль, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, верна, и будущность фотографии в этом смысле громадна».

27.09.2016

Цифровая обработка фотографий

Цифровая обработка фотографий, в большинстве случаев, позволяет получить оптимальный результат, даже если при съемке допущена ошибка. Как получить этот оптимальный результат — вот главный вопрос, ответ на который автор попытался дать в данной статье. Эта статья будет интересна не только поклонникам цифровой обработки фотографий, но и всем, кто связан со сканированием и обработкой изображений.

С точки зрения применяемых методов цифровая обработка фотографий мало что изменила в обработке изображений. Вспомните, как выглядела раньше оцифровка фотоматериалов: съемка, проявка, печать, сканирование. Цифровая обработка фотографий совместила все этапы, так что получение графического файла стало занимать меньше времени. Однако проблемы обработки остались, ведь в современных сканерах и цифровых фотоаппаратах используется общая элементная база (матрицы ПЗС, аналого-цифровые преобразователи).

Впрочем, это и серьезное преимущество цифровой обработки фотографий — одинаковые проблемы будут иметь одинаковые решения. Все то, о чем пойдет речь дальше, верно и для традиционной фотографии, если нас интересует преобразование обычных снимков в цифровую форму. Две технологии настолько близки, что порой кажется — глубокой разницы между ними нет.

Главная проблема, которую вызывает цифровая обработки фотографий, заключается в том, что информация, не захваченная при экспонировании, безнадежно утрачивается. Сама физическая природа полупроводниковых приборов накладывает серьезные ограничения на их возможности. Поэтому в цифровой фотографии нужно особенно четко контролировать процесс экспонирования (хотя и в традиционной фотографии это никогда не было второстепенным вопросом).

Экспозиция — важный, но не единственный фактор, влияющий на результат цифровой обработки фотографий. Наряду с технологическими вопросами, на передний план выходит проблема преобразования информации об изображении, а любые цифровые преобразования, как известно, приводят к потерям. Цифровая обработка фотографий — это последовательность постоянных искажений исходных данных.

Существует целый ряд основных этапов повышения качества, благодаря которым цифровая обработка фотографий благоприятно сказывается на всех без исключения изображениях. Это коррекция цвета, тона и контраста, видоизменение отдельных участков изображения, ретуширование и подготовка изображений к окончатель­ному выводу на печать.

27.09.2016

Распечатка фотографий

В пленочной (аналоговой) фотографии конечным продуктом является изображение на материальном носителе — слайд или отпечаток. Распечатка фотографий вручную, подобно другим направлениям фотоискусства, предоставляет безграничную творческую свободу. Взамен распечатка фотографий требует знаний, практических навыков, финансовых затрат на оборудование, фотобумагу и химические реактивы.

Оборудование и материалы для ручной распечатки фотографий:

  • Распечатка фотографий без темного помещения невозможна. Типичные варианты — ванная комната, кладовка, гараж, свободное помещение на даче. Важно обеспечить удобный доступ ко всем приспособлениям и исключить вероятность контакта электрического тока с водой.
  • Обязательно необходим красный фонарь. Распечатка фотографий вслепую вряд ли может привести к положительному результату. Встречаются обычные фонари и фонари со сменными светофильтрами.
  • Распечатка фотографий осуществляется с помощью фотоувеличителя с объективом. Советский фотоувеличитель с парой родных объективов вполне подойдет. Однако для серьезной работы необходимо оснастить его качественным объективом.
  • Для качественной работы нужен набор стеклянных фильтров. Фильтры применяются для распечатки фотографий на бумаге с переменным контрастом.
  • Распечатка фотографий проводится при отсчете времени проявки/фиксирования, поэтому неплохо было бы обзавестись реле времени. Реле времени подключается между увеличителем и розеткой. Советские реле («Сура-2», «Изохрон») вполне подойдут, но их не рекомендуется использовать с трансформаторными увеличителями. При отсчете времени вручную можно использовать секундомер или механические часы с секундной стрелкой.
  • Кадрирующая рамка – обязательный элемент, без которого распечатка фотографий может превратиться в тяжелое испытание. Подвижные ограничители рамки позволяют задавать размер печатного поля и фиксировать лист фотобумаги на время экспозиции.
  • Резак для бумаги. Распечатка фотографий стандартных форматов без резака возможна, если покупать бумагу под формат. Но резак незаменим, когда речь идет о редких форматах (например, 30 x 30 см), а также полезен в целях экономии (выгодно покупать бумагу большого формата и резать под печатный формат). Резаки делятся на гильотинные и роликовые.
  • Необходимо заранее приготовить аксессуары для чистки негативов. Негатив перед распечаткой фотографий необходимо очистить от пыли, используя антистатическую щеточку, баллон со сжатым воздухом или воздушную помпу.
  • Распечатка фотографий начинается с подготовки растворов. Необходим мерный стакан объемом 1 литр, с делениями на каждые 100 граммов.
  • Емкости для растворов. Емкости нужно промаркировать (проявитель, фиксаж, стоп-раствор, вода), поскольку капля фиксажа способна привести проявитель в негодность. Рекомендуется при распечатке фотографий использовать только свежеприготовленные растворы.
  • Лабораторный термометр. Распечатка фотографий производится с помощью химических растворов, температура которых должна быть равна 20°С. Колебания на пару градусов в обе стороны не оказывают влияния на результат. Чтобы не допустить смешивания растворов, следует иметь два термометра — для проявителя и фиксажа.
  • В ходе работ по распечатке фотографий понадобятся четыре проявочные кюветы: проявитель, стоп-ванна, фиксаж, промывка. Лучше иметь два набора для разных форматов. Для больших форматов альтернативой является самодельный каркас из деревянных реек глубиной 5 см, разделенных поперечинами. Сверху кладется слой бытового полиэтилена, а растворы заливаются в образовавшиеся «лунки».
  • Распечатка фотографий будет более комфортной, если использовать дополнительные аксессуары:
    • Ножницы и нож для работы с пленкой и бумагой.
    • Щипцы и пинцеты для захвата бумаги в кюветах — две-три штуки.
    • Одноразовые бумажные полотенца для рук.
    • Резиновый валик.
    • Прищепки для подвешивания листов бумаги.
  • Блокнот и карандаш для записи параметров экспозиции, номеров используемых фильтров.
  • Глянцеватель. Для усиления глянца и снижения скручиваемости листы баритовой бумаги после распечатки фотографий можно подвергнуть глянцеванию. Промытые отфиксированные отпечатки замачивают в 10-процентном растворе питьевой соды на 8 минут, после чего прикатывают резиновым валиком к листу чистого оргстекла и оставляют сушиться на сутки.

Фотоувеличитель

Распечатка фотографий осуществляется с помощью фотоувеличителя, и позволяет получить фотографии любого размера. Существует множество конструкций фотоувеличителей, но в их основе лежит одна принципиальная схема. При помощи увеличителя можно выполнять распечатку фотографий с негатива изображение любого размера. Степень увеличения зависит от расстояния между увеличителем и фотобумагой - чем выше мы поднимем увеличитель, тем больше будет размер отпечатка.

В схеме фотоувеличителя есть очень важная оптическая система - конденсор. В ходе распечатки фотографий он создает направленный равномерный поток света. Иногда, вместо конденсора, применяется световая шахта, выполняющая ту же роль. Однако конденсорная система считается более удачной и дает при распечатке фотографий более резкое и контрастное изображение.

Распечатка фотографий происходит при равномерном распределения света, поэтому в фотоувеличителе обязательно используется матовая лампа. В конструкции фотоувеличителя применяется подвижное красное стекло. Бумага не чувствительна к красному свету, поэтому используя красное стекло можно в процессе распечатки фотографий определять размеры, кадрирование и резкость фотографии прямо на фотобумаге.

Любой увеличитель состоит из пяти элементов: проекционного стола, на который в ходе распечатки фотографий кладется фотобумага, штанги, колбы с источником света, рамки для негатива, механизма фокусировки (самый распространенный вариант — меха).

Цена и класс фотоувеличителя, как правило, косвенно влияют на результат распечатки фотографий: хороший увеличитель удобнее, чем дешевый. Решающее влияние на качество отпечатков оказывает установленный в увеличителе объектив.

Высота штанги при распечатке фотографий играет существенную роль. Чем выше можно поднять «голову», тем больше максимальный отпечаток. Ограничение можно обойти, если развернуть стойку и спроецировать картинку на какую-либо другую поверхность (например, на пол). Данный прием используется и в том случае, когда необходима распечатка фотографий с небольшого фрагмента кадра.

Распечатка фотографий зависит от высоты стойки. Высота стойки позволяет варьировать размер отпечатка, а с помощью меха/резьбы на объективе производится фокусировка изображения для заданного формата. Максимальный формат распечатки фотографий зависит от фокусного расстояния объектива. Чем оно меньше, тем больше изображение, но уменьшается кроющее поле объектива. Объектив для увеличителя — это технический макрообъектив, с помощью которого распечатка фотографий должна обеспечивать максимальную резкость при фокусировке на небольших дистанциях. Если распечатка фотографий требует «мягкую» картинку, она должна достигаться подбором рабочей диафрагмы и выбором малоконтрастной бумаги.

27.09.2016

Хранение фотографий

Хранение фотографий в фотоальбоме – самый старый, простейший и самый распространенный способ хранения фотоизображений. Преимущества этого способа – простота реализации, наглядность и простота поиска. Однако хранение фотографий и негативов в больших количествах этим способом довольно дорого и требует существенных объемов пространства. Кроме того, фотографии, отпечатанные на бумаге, а также негативы, подвержены разрушающему влиянию времени.

Другое дело, если требуется упорядочить хранение фотографий, сделанных цифровой фотокамерой. При активной работе количество фотографий на жестком диске компьютера очень скоро возрастет столь значительно, что если хорошо не продумать их хранение, найти что-либо в архиве становится очень сложно. Поэтому фотографы стремятся так организовать хранение фотографий, чтобы без труда находить их, когда потребуется копия. Нет ничего более неприятного, чем знать о существовании изображения и не иметь возможности его найти.

Чтобы организовать хранение фотографий в цифровом виде, требуется приложить гораздо больше усилий, чем просто разложить слайды по картотечным ящикам. Зато такие изображения имеют одно большое преимущество: если их заранее упорядочить, на них можно делать перекрестные ссылки, искать и размещать по разным категориям.

Организовывать хранение фотографий в цифровом виде следует начинать с того, что разобрать все файлы, полученные с камеры. Все более или менее удачные кадры следует сохранить. Даже те кадры, которые вам сейчас не нужны, могут понадобиться впоследствии.

Следующее, что нужно сделать — это сохранить файлы окончательного изображения. Такие файлы обычно содержат первоначально зафиксированное изображение, а также слои для окончательного редактирования, осветления, затемнения и ввода дополнений творческого характера. Хранение фотографий в этих файлах позволяет возвращаться к ним, когда требуется внести изменения, получить отпечаток или отправить кому-нибудь копию. Основные файлы изображения следует сохранять в формате PSD или TIFF со всеми слоями, каналами и контурами.

Хранение фотографий в цифровом виде следует организовывать, предварительно побеспокоившись об обеспечении его надежности. Жесткий диск компьютера — далеко не лучшее место для такого хранения. Необходимо регулярно выполнять резервное копирование информации.

Резервным копированием называется копирование информации на какой-то другой носитель для увеличения надежности ее хранения. Накопитель на жестких магнитных дисках — одна из немногих составных частей компьютера, в техническом устройстве которой используются подвижные детали. Поэтому, если в компьютере выходит из строя жесткий диск, то данные, записанные на нем (в том числе и все изображения), будут потеряны. Конечно, иногда в сервисных центрах можно восстановить информацию, но стоит это дороже нового жесткого диска такой же модели. Поэтому хранение фотографий в цифровом виде требует регулярного создания копий тех данных, которые потом будет трудно или невозможно восстановить.

Куда копировать информацию при хранении фотографий? Вот несколько советов:

При хранении фотографий нельзя копировать данные на тот же диск. Даже в другой раздел, находящийся на том же физическом диске, копировать не имеет смысла. Если сломается жесткий диск, то и копия будет похоронена на нем.

Копировать желательно на носитель, который легко вынуть из компьютера и можно хранить вообще в другом месте. Это делается на случай форс-мажорных обстоятельств типа пожара или кражи. Можно приобрести второй жесткий диск небольшого объема, специально для хранения фотографий, и периодически копировать на него информацию. Правда у этого способа есть недостаток — не обеспечивается хранение фотографий, точнее их копий, отдельно от системного блока, в другом месте. Сохраняется опасность, что и оригинал, и копия будут уничтожены одновременно каким-то происшествием. Последний недостаток можно устранить, если хранение фотографий осуществлять на резервном накопителе в виде одного из тех устройств, которые позволяют подключать любой жесткий диск по интерфейсу USB или FireWire "на горячую".

Наилучшим носителем для хранения фотографий и их резервного копирования являются DVD-диски. Эти приводы и диски к ним стоят недорого и продолжают дешеветь. Правда, по объему записываемой информации DVD-диски неизмеримо меньше, чем жесткий диск, и для хранении фотографий их необходимо достаточно много. Кроме того, у DVD-дисков достаточно нежная рабочая поверхность, поэтому хранить их надо в индивидуальных жестких коробках, а не в бумажных конвертиках.Резервное копирование информации при хранении фотографий должно выполняться постоянно.

Сегодня существует множество форматов файлов, в которых осуществляется хранение фотографий, а также множество программ, которые позволяют просматривать эти файлы. Многие компании под свой продукт создавали отдельный формат файлов, поэтому перечислить все форматы просто нет возможности, поэтому рассмотрим основные:

  • RAW – «сырое» изображение. Это «цифровой негатив», материал который фотоаппарат запечатлел но не обрабатывал. Файлы такого формата позволяю осуществлять хранение фотографий с наиболее полной информацией. Это позволяет проводить дополнительную коррекцию изображения (экспозицию, баланс белого и многое другое) без видимой потери качества в отличии от других форматов. Но за все надо платить, в данном случае это размер файла и совместимость. Проблема совместимости в том, что у каждой компании свои спецификации.
  • TIFF (Tag Image File Format) – один из наиболее распространенных форматов на сегодняшний день, используемый для хранения фотографий. В нем может использоваться компрессия по алгоритму либо LZW, либо JPEG. При этом степень сжатия весьма «щадящая», что позволяет уменьшать размер файла практически без потери качества, но и при этом размер файла получается достаточно большим. Данный формат поддерживает все цветовые модели (RGB, Grayscale, CMYK, LAB, Bitmap, HSB) и совместим практически со всеми продуктами всех производителей.
  • JPEG, JPG (Joint Photographic Experts Group) – самый распространенный среди обычных пользователей формат хранения фотографий в цифровом виде. Он поддерживает такие цветовые модели как RGB, Grayscale, CMYK. Алгоритм сжатия JPEG позволяет изменять степень компрессии, в следствии чего можно индивидуально искать компромисс между потерей качества и размером изображения. Совместим практически со всеми продуктами всех производителей.
  • PSD – стандартный формат пакета Adobe Photoshop и отличается от большинства обычных растровых форматов возможностью хранения фотографий со слоями (layers). Формат поддерживает глубины цвета, вплоть до 16 бит на канал (48-битные цветные и 16-битные черно-белые), а также альфа-каналы, слои, контуры, прозрачность, векторные надписи и т.п. Прекрасно подойдет для переноса или хранения фотографий, содержащих специфические, свойственные только Adobe Photoshop, элементы.
27.09.2016

Цифровой фотоальбом

Хранить цифровые фотографии в виде файлов очень удобно: их можно отправлять по электронной почте, размещать на интернет-сайтах, делать многочисленные копии. Различные программы для работы с изображениями позволяют решить задачи, с которыми не справилась Ваша фототехника: подретушировать «красные глаза» и другие мелкие дефекты, сделать цветокоррекцию, откадрировать снимок, или превратить фотографию в акварель или рисунок карандашом. Кроме того, время не властно над цифровыми изображениями: они не стареют, не выцветают, не рвутся и т.п.

Но со временем возникает проблема: простота изготовления цифровых снимков ведёт к тому, что разобраться в собственном фотоархиве становится всё сложнее. Наиболее простым и распространенным способом является раскладывание файлов с изображениями по тематическим папкам. Но на практике такая система рано или поздно сталкивает пользователя компьютера с определенными трудностями. Как быть в ситуациях, когда нужно организовать изображения по датам и одновременно по действующим лицам, по событиям и по местам действий? Решить эту проблему поможет специальная программа-каталогизатор, с помощью которой можно создавать цифровой фотоальбом на любую тему.

Цифровой фотоальбом удобен, прежде всего, тем, что значительно облегчает поиск нужной фотографии. Однако то, насколько удобно использовать цифровой фотоальбом, будет определяться затраченными на его создание усилиями. Программы-каталогизаторы работают в основном по одному принципу: каждому файлу создатель цифрового фотоальбома по своему усмотрению назначает ключевые слова, по которым впоследствии осуществляется выборка. Включая в выборку несколько параметров (время, место, персонажей, события), можно значительно облегчить поиск нужной фотографии в большом количестве цифровых фотоальбомов.

Цифровой фотоальбом требует на создание с помощью программы-каталогизатора какого-то времени. Более того, заполняя цифровой фотоальбом новыми снимками, нужно помнить о ключевых словах и т.д. Зато потом грамотно сгенерированный цифровой фотоальбом, помимо сортировки снимков, предоставляет в распоряжение пользователя еще массу других интересных возможностей.

Отобрав нужные изображения, цифровой фотоальбом можно запустить в виде визуально привлекательного слайд-шоу с музыкой и эффектами переходов. Если возможности программы-каталогизатора позволяют, можно сохранить фотографии какого-либо знаменательного события (свадьбы, путешествия, юбилея) в виде отдельного цифрового фотоальбома, оформив его как увлекательный, красочный фоторассказ. Оформляя цифровой фотоальбом, можно пользоваться готовыми макетами альбомных страниц, изготовленных профессиональными дизайнерами. От пользователя, оформляющего цифровой фотоальбом, требуется лишь разместить фотографии на этих страницах и добавить подписи. Программа-каталогизатор автоматически настраивает оптимальное качество изображения в цифровом фотоальбоме, отрегулировав его цвет, яркость и резкость. Цифровой фотоальбом можно оживить с помощью оригинальных титров, спецэффектов, удобного меню и музыки.

Отправляясь в гости к знакомым, нет необходимости тащить с собой коробки с бумажными фотографиями, чтобы продемонстрировать отснятое фотокамерой какое-нибудь важное событие. Достаточно записать заранее подготовленный цифровой фотоальбом на небольшой носитель — CD или DVD-диск.

Такой цифровой фотоальбом может стать превосходным памятным подарком для близкого человека. Дополнительно можно заказать в фотомагазине оформление CD или DVD-обложки, чтобы форма цифрового фотоальбома достойно соответствовала содержанию. Как правило, на обложке размещаются отдельные, самые яркие кадры и красивые подписи.

Программ-каталогизаторов, с помощью которых создается цифровой фотоальбом, на сегодняшний день существует достаточно много, чтобы каждый мог выбрать наиболее подходящий для него вариант. На самом деле большинство из таких программ работает по одному принципу. Несущественная разница заключается, как правило, во «внешнем виде» самой программы, спецэффектах, шаблонах. Так что, посетив специализированный магазин и вооружившись терпением, приправленным фантазией, можно смело садиться за компьютер и создавать свой собственный цифровой фотоальбом.

26.09.2016

Цифровая фотография

Цифровая фотография — фотография, результатом которой является фотоизображение в виде массива цифровых данных — файла, а в качестве светочувствительного материала применяется электронный чувствительный элемент — матрица. Изображение, представленное в цифровом виде, предназначено для дальнейшей обработки на компьютере (или на другой цифровой технике).

Цифровая фотография вовсе не является конкурентом фотографии традиционной. Появление цифровой фотографии — неизбежный этап развития технологии, который предоставляет фотографу дополнительные возможности для творчества.

Однако цифровая фотография имеет преимущества, из-за которых она и получили столь широкое распространение:

  • Цифровая фотография позволяет не ломать голову над тем, какой именно тип пленки может понадобиться в конкретной ситуации.
  • Современные карты памяти для цифровых камер вмещают намного больше кадров, чем фотопленки.
  • Цифровая фотография позволяет немедленно увидеть результат, максимально сокращая время между съемкой и просмотром отснятого материала. Все нынешние цифровые камеры оснащены жидкокристаллическими экранами, позволяющими мгновенно просмотреть снятые фотографии. Кроме того, снимки можно сразу скопировать на жесткий диск компьютера и просмотреть уже на мониторе.
  • Сделав снимок на фотопленку, уже ничего нельзя с ним сделать, даже если возникло подозрение, что он неудачный. Цифровая фотография предоставляет возможность удалить испорченные кадры сразу или чуть позже, освобождая место для новых снимков.
  • Цифровая фотография полностью избавляет фотографа от необходимости тратить деньги и время на проявку пленки. Вместо того, чтобы ждать, пока пленка проявится, можно сразу загрузить на компьютер отснятый материал и выбрать фотографии для печати.
  • Возможности редактирования цифровых снимков на порядок превосходят таковые при использовании пленочных технологий. Цифровая фотография позволяет исправить очень многое: приблизить слишком мелко снятые объекты, обрезать ненужные элементы на снимке, повернуть снимок под любым углом, исправить освещенность, провести цветокоррекцию. Это далеко не полный список того, что можно сделать с помощью компьютера с полученным цифровым изображение.
  • Как бы хорошо не хранились негативы и фотографии, со временем они блекнут. На них воздействуют ультрафиолетовое излучение и влажность, и обязательно появляются следы от грязных пальцев. Качество же снимков, которые позволяет делать цифровая фотография остается неизменным сколько угодно времени. И если напечатанный снимок будет поврежден или потребуется его копия, достаточно найти нужный файл и распечатать его.

После освоения основных принципов и правил, цифровая фотография станет для фотолюбителя относительно недорогим и простым способом получения снимков. Цифровая фотография позволяет свободно творить и создавать произведения искусства. Кроме этого, она может быть бесценным деловым инструментом.

Цифровая фотография — незаменимый инструмент страхового агента — сделать снимок помятого крыла автомобиля или разбитого окна, присоединить его к бланку иска и отправить по электронной почте в центральный офис можно практически мгновенно.

Риэлторами и агентами по продаже недвижимости цифровая фотография может использоваться для показа клиентам имеющихся в наличии вариантов покупки-продажи. Такие снимки теперь часто опубликуются в рекламном разделе газет и сетевых досках объявлений.

Цифровая фотография может использоваться и для того, чтобы избежать достаточно утомительного процесса сканирования. Это значительно экономит время.

Цифровая фотография идеально подходит для издания информационных бюллетеней и для снабжения торговых агентов фотографиями готовой продукции. Многие каталоги и даже региональные справочники дополняются фотографиями товаров, объектов недвижимости и т. п., выполненными с помощью цифровой фотографии.

Цифровая фотография активно применяется в процессе создания различного рода интернет-ресурсов. В дизайне веб-сайтов используется много фотографических изображений. Цифровая фотография стала незаменимым инструментом для создания интернет-представительств. База данных интернет-магазина может содержать фотографии всех товаров, которыми торгует фирма, в результате клиентам не потребуется напрягать воображение, чтобы представить вещь другого размера или другого цвета. Изображения, сделанные с помощью цифровой фотографии, идеально подходят для размещения в сети.

Очень удобна цифровая фотография для создания самых различных учебных пособий и научных трудов. Преподаватель может накопить огромную базу снимков и запечатлеть каждую фазу интересующего его процесса, не придется делать распечатку для отбора иллюстраций для публикации.

Очень активно цифровая фотография используется фотографами-журналистами. Качество снимков, сделанных с помощью цифровых фотоаппаратов, позволяет немедленно использовать их для подготовки печатных изданий. Это очень удобно, особенно если учесть, что большинство таких снимков сразу отправляется в редакцию по спутниковым каналам или же по интернету.

Цифровая фотография предоставляет широкое поле деятельности фотохудожнику, так как, кроме чисто делового использования, к ней можно подойти как к искусству. Обработка цифровых изображений — уже сама по себе является творческим процессом, который может доставить настоящее удовольствие профессионалу. Здесь фотографу предоставляется такая свобода и такое поразительное количество инструментов, о котором приверженцы традиционной фотографии не могли даже мечтать.

26.09.2016

Фотоизображение

Искусство создания фотоизображения — искусство тесного взаимодействия содержания и формы, идеи и мастерства. И в том особенно убеждает самый трудоемкий жанр — фотопортрет.

Художественное и техническое качество фотоизображений долгое время зависело от применявшейся оптики и негативного материала. Только с улучшением фототехники фотоизображения смогли отвечать строгим требованиям взыскательных зрителей.

Сила фотоизображения — в конкретизации, в неоспоримой достоверности запечатленного. Это драгоценное качество быстро сделало фотографию распространенным средством изобразительной документации. Даже в хроникальных фотоизображениях, не претендующих на блеск и виртуозность исполнения, находили свои достоинства.

Документальная природа фотоизображения в значительной мере страхует фотохудожника от фальши и надуманной красивости, еще нередко проникающих в некоторые произведения смежных видов искусств. Если снимок не инсценирован и автор передал действительное событие, нас подкупает в нем ощущение жизненной подлинности. Ее нередко подтверждает какая-то зримая подробность. Проходит время, и эти неповторимые фотоизображения, привычные современникам, в глазах нового поколения обретают новый смысл — они становятся приметой эпохи...

Разумеется, нельзя смешивать фотографию как искусство и фотографию как техническое средство, предназначенное обслуживать нужды науки. Хотя наше восприятие подчиняется общим законам психофизиологии, мы, тем не менее, учитываем назначение каждого отдельного фотоизображения. Если специализированная научная съемка придает главное значение точности воспроизведения, то художественная съемка предполагает эстетическое воздействие на зрителя. Фотохудожник видит завершение творческой задачи в тщательной отделке позитива. Внимание к позитивному процессу обусловлено целью получить наиболее пластичное фотоизображение.

Отсюда объяснение тому многообразию способов обработки фотоизображений, которое имело место на всем пути развития фотоискусства. Так, гуммиарабик сменял пигмент, озобром — гуммиарабик, за озобромом следовало масло, а далее — бромомасло, резинотипия, аргентотипия и многое другое.

Через всю историю художественной фотографии проходит настойчивое стремление преодолеть автоматизм действия оптики и фотохимии. Позитивный процесс, несомненно, — одна из важнейших стадий работы над фотоизображением. Но, как свидетельствует стилевая эволюция фотоизображения, одна изысканная и сверхусложненная обработка фотоизображения не возмещает недостатков композиции и общего замысла.

3