ШКОЛА ФОТОГРАФИИ

Сегодня фотография стала доступнее и легче, чем когда-либо прежде, поэтому школа фотографии становится востребованной для все большего количества людей. Производители снаряжения изощряются, запуская в производство камеры, назначение которых — сделать процесс фотосъемки как можно легче и проще. Школа фотографии поможет самостоятельно разобраться в многообразии имеющихся в продаже фотокамер и фотопленок, позволяющих получить высококачественные результаты в любой вообразимой ситуации. Уличные фотолаборатории встречаются чуть ли не на каждом углу, поэтому результаты фотосъемки можно увидеть уже в течение часа.

Стремительное развитие компьютерных технологий, прогресс в области цифровой записи изображения обусловили огромный интерес к устройствам, позволяющим получать фотографическое изображение без химической обработки. Отсутствие потерь в качестве при длительном хранении и копировании, неограниченные возможности компьютерной обработки изображения привлекают художников, фотографов, компьютерщиков, как профессионалов, так и любителей.

Многие впервые сталкиваются с компьютером, поэтому школа фотографии становится насущной необходимостью для таких людей. Но и для специалистов полезно сравнить цифровую фотографию с традиционной пленочной. Школа фотографии поможет окончательно сделать выбор в пользу того или иного направления, или, используя достоинства обоих, получать неожиданные, а зачастую и превосходные результаты. Школа фотографии позволит разобраться, что необходимо для занятий цифровой фотографией каждой группе пользователей, и в какую сумму, на сегодняшний день, обойдется любимое хобби.

Немало полезной информации школа фотографии предоставляет начинающим фотографам при приобретении оборудования для фотосъемки. Чтобы получить лучший результат и не переплачивать за ненужную аппаратуру, пришедший в магазин покупатель должен четко представлять себе, чем он собирается заниматься и какой результат намерен получить. Школа фотографии научит ориентироваться в терминах и понятиях фотографии, иначе, попав в руки недобросовестного продавца, можно переплатить немало честно заработанных денег.

Однако, несмотря на значительный прогресс в технике, фотография по-прежнему остается творческим процессом, который в большей степени зависит от мастерства и пытливости фотографа. Вы можете приобрести самое дорогое, самое современное оборудование, но без наличия знаний, опыта и вдохновения ваши усилия, вероятнее всего, пойдут насмарку. Школа фотографии позволит любому, даже начинающему фотографу, получить исчерпывающую информацию на все интересующие его вопросы в области техники и искусства фотографии.

Школа фотографии Юрия Пантелеева представляет собой насыщенный фактами, составленный в удобной и практичной форме сборник популярных статей. Главное назначение этих статей — снабдить начинающего фотографа всей необходимой информацией, которая потребуется по мере того, как будет возрастать его интерес к занятиям фотографией. Чтобы получить нужную информацию в школе фотографии, необходимо только перейти по ссылке, и найдется решение любой проблемы.

26.09.2016

Пленочная фотография

Плёночная фотография — фотографический способ получения статичного изображения объекта, использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на светочувствительных материалах, в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса.

В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы — фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.

Пленочная фотография отличается от цифровой на самом деле немного. Основная разница заключается в способе записи информации — цифровой фотоаппарат записывает информацию с матрицы на флэш-карту, а пленочный — на пленку, причем напрямую, минуя всякие дополнительные сенсоры. В самом же процессе фотографирования различия между ними минимальны.

И у того и у другого способа фотографирования есть свои плюсы и минусы.

Пленочная фотография использует камеры, которые гораздо легче, к тому же они еще и потребляет меньше энергии. Это большой плюс для тех, кто увлекается туризмом и часто бывает в удаленных от цивилизации местах.

Пленочная фотография использует фотопленку, которая обладает гораздо большим динамическим диапазоном. Это значит, что фотографу в большинстве случаев не придется выбирать, что именно в кадре должно получиться — источники света или то, что они освещают. Более того, пленочная фотография, в отличие от цифровой, не приводит к появлению крупных ореолов вокруг источников света, к тому же она не дает цифровой шум при съемке на длительных выдержках.

Пленочная фотография обладает еще одним преимуществом — работа на высоких чувствительностях ISO. Увеличение светочувствительности, как для пленочной фотографии, так и для цифровой, ведет к ухудшению качества (зернистость в случае с пленочной фотографией и цифровой шум в случае с матрицей). Но зернистость пленочной фотографии гораздо меньше портит общий эффект, чем разноцветные пятна, рожденные полупроводниковыми элементами. С другой стороны, у владельцев цифровой техники есть неоспоримое преимущество, позволяющее им менять этот параметр в процессе фотосессии. Между тем заменить пленку с одним значением ISO на другую не так-то просто — необходимо «дощелкать» старую пленку, если нет желания пожертвовать оставшимися кадрами.

У цифровых камер есть установки баланса белого, которые позволяют камере распознать, как белый цвет будет выглядеть при различном освещении, и правильно отобразить все остальные цвета. В случае с пленочной фотографией все обстоит по-другому. Практически все фотопленки, имеющиеся в широкой продаже, рассчитаны на съемку при дневном освещении. Поэтому, фотографируя в помещении при искусственном освещении, вы получите кадр с нарушенным цветовым балансом. Однако исправить цветопередачу можно в процессе печати.

Пленочная фотография обладает еще одним недостатком — невозможностью оперативно контролировать результаты съемки и вносить необходимые коррективы. Необходимо сначала проявить пленку, и только после этого станет виден результат. Цифровые фотоаппараты избавляют фотографа от этих трудностей и обеспечивают немедленный доступ к любому кадру.

Самый серьезный минус, который имеет пленочная фотография — это цена расходных материалов. В отличие от многоразовой флэш-карты, фотопленку можно использовать только один раз. Цена пленки на 24 кадра начинается от 70 рублей — это достаточно много, особенно если не снимать бездумно все подряд. Испорченный кадр удалить нельзя, а слегка недоработанный отредактировать гораздо сложнее — его придется сначала отсканировать. С цифровыми фотографиями все гораздо проще.

Пленочная фотография против цифровой — это классический пример священных войн. Часть фотографов считает, что качество снимка цифровой камерой не идет ни в какое сравнение с пленочным отпечатком, часть — что пленочная фотография и цифровая равны.

На самом деле такое сравнение просто некорректно. Конечно, пленочная фотография в определенных условиях способна получать гораздо более качественные результаты, особенно если речь идет о профессиональной съемке, или съемке для полиграфической печати — например, на плакаты. Но для этого используется специальная техника со специальной оптикой — и цены на нее начинаются от нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов.

Для пользовательского сегмента имеет смысл рассматривать совершенно другие параметры — удобство использования, качество съемки в обычных (не идеальных) условиях. А тут — пленочная фотография и цифровая практически не различаются.

Широта динамического диапазона пленочной фотографии нивелируется неизбежными потерями качества при сканировании и недорогой печати. Дешевизна камеры для пленочной фотографии сводится на нет ценой расходных материалов, а удобство цифровой камеры — ее ценой.

Поэтому при выборе стоит обращать внимание на самый простой критерий — какое количество сил вы готовы вложить в каждый снимок. Пленочная фотография потребует гораздо больших усилий — но и шансов получить отличный результат станет намного больше. Цифровая фотография позволит не думать о том, где и что снимать, но заставит задуматься о деньгах.

Вывод: пленочная фотография заслуживает внимания, только если есть желание попробовать выразить свои художественные наклонности в фотографии, а денег на покупку цифровой зеркальной фотокамеры нет.

26.09.2016

Фотооборудование

В настоящее время фотооборудование столь разнообразно, как по назначению, так и по цене, что начинающему фотолюбителю весьма трудно правильно подобрать необходимый минимум техники и снаряжения. Практически все начинающие фотографы подвержены пропагандируемому принципу современного рынка: самое дорогое профессиональное фотооборудование, более широкий арсенал фотоаксессуаров дают возможность получить более качественные снимки, чем при использовании дешевого любительского снаряжения.

Однако опыт показывает, что владение маленькой нереспектабельной "мыльницей" не мешает отдельным энтузиастам достигать более чем скромных результатов. Это объясняется очень просто - они умеют применять то фотооборудование, которое есть в их распоряжении. Кроме того, они хорошо осведомлены в том, какое именно фотооборудование им необходимо.

Конечно, никто не отказался бы иметь профессиональную фотокамеру и несколько дорогих объективов. Однако начинающий фотолюбитель должен знать, что такое фотооборудование весит далеко не один килограмм, и таскать эту тяжесть с собой в туристической поездке или в походе на природу довольно проблематично.

Данный раздел моего сайта предназначен не для профессионалов, а для начинающих фотолюбителей. Предлагаемая в разделе информация поможет им разобраться в многообразии имеющихся в продаже фотокамер и фотоаксессуаров, приобрести фотооборудование в оптимальной конфигурации, потратив разумное количество денег.

26.09.2016

Выбор фотокамеры

Выбор фотокамеры есть смысл привязывать к такому правилу — чем дороже стоит фотокамера, тем более качественные снимки в итоге у Вас получатся. В подавляющем большинстве случаев выбор фотокамеры исходя из этого правила работает. Если цена фотокамеры высокая, значит, на ней стоит более качественная оптика, либо есть какие-либо дополнительные полезные функции. Так же на цену фотокамеры может повлиять качество и место сборки, это тоже немаловажный фактор, ибо аппараты, собранные в Китае, выполнены из менее качественных деталей, чем фотоаппараты, собранные например, в Великобритании.

Выбор фотокамеры обычно осуществляется один раз и надолго, поэтому не пожалейте денег и купите «на все», что можете себе позволить. А фотокамера ответит более высоким качеством фотографий, меньшим количеством испорченных кадров и подарит Вам хорошее настроение.

У начинающего фотолюбителя, для которого выбор фотокамеры свелся к покупке самого дешевого фотоаппарата, обычно получается около 30% кадров. Остальное — безвозвратный брак. Тот же фотолюбитель, производивший выбор фотокамеры с полным набором автоматики, делает 98-99, а то и все 100% отличных снимков. Правда, надо согласиться, что выбор фотокамеры дорогой может позволить себе не каждый.

Выбор фотокамеры можно осуществлять довольно долго, если ходить по магазинам, выбирая одну из многочисленных представленных на рынке моделей. Однако сначала есть смысл все-таки определиться:

  • что именно Вы ждёте от фотокамеры, какие функции она будет выполнять в Ваших руках;
  • какую сумму Вы готовы потратить на выбор фотокамеры.

Определившись с выбором фотокамеры, весь поиск нужной модели можно будет свести к простому компромиссу.

Компактные фотоаппараты (мыльницы) сегодня выпускаются десятками фирм, каждая из которых производит несколько моделей. И функционально, и даже внешне, многие из этих фотокамер схожи. Поэтому выбор фотокамеры разумнее всего привязать к составным элементам, из которых модель сконструирована, и набору тех функций, которыми фотокамера обладает. Естественно, что каждая такая функция, предоставляющая фотографу дополнительные технические или творческие возможности, отражается на стоимости модели.

Объектив покупаемого фотоаппарата

Есть очень простой способ определить при выборе фотокамеры качество используемой в ней оптики. Для этого нужно просто заглянуть в объектив: если стекло прозрачно настолько, что его даже не видно, а сам объектив слегка голубоватого или фиолетового цвета, то качество его очень хорошее. Плохие же объективы имеют мутные стёкла и хорошо видны стенки оправы. Сравнивая при выборе фотокамеры несколько моделей, Вы легко обнаружите разницу в качестве оптики.

Экспозиция

На выбор фотокамеры существенное значение оказывает экспозиция — количество света, которое попадает на фотопленку (чувствительный элемент) за определенный отрезок времени. На практике экспозиция — это сочетание выдержки и диафрагмы, то есть длительности засветки фотопленки (чувствительного элемента) и количество света, который пропускает объектив. Точность экспозиции, вместе с резкостью - главное условие для получения качественной фотографии, и выбор фотокамеры обязательно следует привязывать к данному условию.

Недорогие компактные камеры обычно имеют одну фиксированную выдержку и несколько фиксированных значений диафрагмы: для съемки со вспышкой, для пленки на 100 и 200 единиц и для пленки на 400 единиц. Если же Вы выбираете фотокамеру, имеющую автоматический режим экспозиции, то будете избавлены от необходимости вообще знать, что это такое.

Автоматическое определение экспозиции большинства компактных камер работает, как правило, надежно. Если же хотите иметь гарантированно хороший результат при съемке в любых условиях, осуществляйте выбор фотокамеры, в которой возможен ручной ввод поправок, исправляющих погрешности автоматической системы.

Фокусировка

Фокусировка, наводка на резкость, может быть фиксированной (focus free) или выполняться автоматически (AF). Фиксированная фокусировка накладывает ограничение на минимальное расстояние до объекта съемок.

Выбор фотокамеры с автофокусом позволяют владельцу никогда не думать не только об экспозиции, но и фокусировке. Главное, чтобы объект попадал в специальную рамку, расположенную в поле зрения видоискателя.

Если Вы осуществляете выбор фотокамеры с автофокусом, необходимо знать, что на маркировке большинства недорогих камер значится "AF". Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что под автофокус маскируется всего-навсего электропривод, устанавливающий фиксированные значения фокусировки (например, 2 м, 4 м и бесконечность). Выбор фотокамеры известной фирмы, избавит вас от такой ошибки.

Встроенная фотовспышка

Выбор фотокамеры с фотовспышкой позволяет решать очень многие проблемы при фотографировании. Прежде всего, фотовспышка необходима при недостатке света, например, в помещении или ночью. С помощь фотовспышки можно повысить контраст в пасмурную погоду, а можно и снизить контраст, например, при съемке людей на ярком солнце. Фотовспышка подсвечивает густые тени под глазами и носом, картинка становится ровнее и естественнее.

Выбор фотокамеры с фотовспышкой не только дает возможность снимать в условиях слабого освещения. Вы сможете получать качественное изображение при съемке на ярком солнце, подсвечивая "глухие" тени и выравнивая освещение.

Очень часто, при съемке с фотовспышкой, возникает нежелательный эффект отражения света от сетчатки глаза животных или человека, так называемый эффект "красного глаза". Избежать этого на сто процентов не удается, но снизить вероятность появления этого эффекта можно. Поэтому выбор фотокамеры есть смысл ограничить моделями с системой подавления "красного глаза", сводящей этот эффект к минимуму. О наличии в фотокамерах системы подавления "красного глаза" вы можете узнать по надписи "Red-eye reduction" или особому символу — "человеческому глазу".

Автоспуск

Автоспуск или таймер - устройство, позволяющее фотографировать с задержкой, обычно, через 12 секунд. Выбор фотокамеры с автоспуском дает возможность сфотографировать самого себя с семьей, с друзьями или на понравившемся фоне. Автоспуск необходим при съемке при плохой освещенности, когда нельзя держать фотоаппарат в руках из-за того, что даже минимальное дрожание рук в этом случае смажет картинку.

ЖК-индикатор

Некоторые фотокамеры имеют ЖК-индикатор (LCD panel). На жидкокристаллическом дисплее, расположенном сверху фотоаппарата отображается информация о количестве оставшихся кадров, о состоянии и режиме работы вспышки или автоматики и множество другой информации. Выбор фотокамеры с индикатором упрощает работу, особенно если Вы хотите вручную ввести поправки в автоматический режим.

Зум (zoom)

Выбор фотокамеры более высокого класса позволяет получить в свое распоряжение объектив, называемый «зум». Этот объектив дает возможность в определенных пределах плавно изменять фокусное расстояние, как бы приближая или удаляя объект съемки. Фактически, выбор фотокамеры с зумом позволяет заменить одновременно несколько объективов.

Сложные фотоаппараты с зумом могут выпускать только крупные фирмы. Выбор фотокамеры таких производителей всегда гарантирует качественный объектив, с хорошим просветлением, с использованием дополнительных элементов конструкции для повышения качества изображения. Выбор фотокамеры такого класса гарантирует наличие достаточно большого количества дополнительных функций и возможностей.

Зеркальные фотокамеры

Еще более продвинутыми можно считать зеркальные фотокамеры. Выбор фотокамеры такого класса дает возможность наблюдать реальную снимаемую сцену через объектив. В таком фотоаппарате нет отдельной системы видоискателя, вы видите в точности то изображение, которое получится на плёнке (чувствительном элементе).

Выбор фотокамеры с зеркальным объективом дает Вам дополнительную возможность одновременно с "картинкой" видеть в видоискателе и всю информацию по работе электронных систем, точность замера освещенности, количество кадров, работу зума, готовность вспышки, включение ручных режимов, подсказки и т.д.

Все функции работы любительских зеркальных фотоаппаратов полностью автоматизированы. Как и в компактных камерах, фотографу нужно только направить фотоаппарат на объект съемки и нажать кнопку. Фотоаппарат сам наведет резкость, выставит диафрагму и выдержку, при необходимости включит встроенную вспышку. Выбор фотокамеры данного класса предоставляет в Ваше распоряжение практически все возможности фотоаппаратов более низкого класса и много дополнительных.

Выбор фотокамеры с зеркалкой позволяет использовать светофильтры, например, поляризационный фильтр. При установке поляризационного фильтра на объектив фотоаппарата можно устранить нежелательные отражения от таких объектов, как водная гладь, стекло и др. Если при съемке солнце находится сбоку, то небо при использовании такого фильтра получается темным, вода прозрачной, в стекле пропадает отражение.

Внешний вид фотоаппарата

Выбор фотокамеры необходимо привязывать и к внешнему виду фотоаппарата, его дизайну и качеству корпуса. Ведь Вы осуществляете выбор фотокамеры на много лет, она должна Вам нравиться. Производители постоянно работают над надежностью корпуса.

Итак, подведем итог.

Выбор фотокамеры необходимо производить исходя из следующих условий:

  • Выбирая фотокамеру, старайтесь не жалеть денег.
  • Обязательно загляните в объектив и сравните его с объективами других фотоаппаратов. В инструкции найдите значение светосилы объектива F (чем меньше это число, тем лучше).
  • Выбирайте фотокамеру, в которой много автоматики, это поможет получать качественные снимки. Не лишней будет система подавления эффекта "красных глаз", желательно стробоскопическая.
  • Очень удобен выбор фотокамеры с зумом.
  • Если же Вы чувствуете в себе талант настоящего фотографа — выбирайте фотокамеру с зеркалкой.
  • Выбор фотокамеры известной, зарекомендовавшей себя фирмы, которая много лет работает на рынке производства фотоаппаратов, избавит Вас от лишних сомнений и от многих проблем в будущем.
  • Выбор фотокамеры делайте в специализированных магазинах или отделах. Квалификация продавцов там, как правило, намного выше, а гарантии намного надежней.
26.09.2016

Объектив фотоаппарата

Важнейшим фотографическим инструментом является объектив фотоаппарата, и от того, насколько успешно фотограф подберет этот инструмент, зависит точность реализации поставленной задачи, комфортность работы, широта возможностей применения техники, и, в конечном итоге, творческое развитие самого фотографа. Объектив фотоаппарата является главной частью фотокамеры и представляет собой собирающую лучи оптическую систему, предназначенную для получения действительного оптического изображения предметов окружающего мира.

Современные объективы фотоаппарата, в своем подавляющем большинстве, состоят из нескольких линз, изготовленных из различных сортов оптического стекла и соединенных между собой с помощью металлической оправы. Объектив фотоаппарата – сложный и точный оптический прибор. От качества его изготовления в значительной степени зависит разрешающая способность объектива и четкость создаваемого им оптического изображения, а следовательно, и качество фотоснимков.

Объективы фотоаппарата различаются по сложности: в самых простых фотоаппаратах объективы состоят из 1-3 линз, в фотоаппаратах высокого класса число линз в одном объективе может доходить до 10-14. В зависимости от типа и назначения объективы фотоаппарата различаются между собой по следующим параметрам:

  • светосила объектива, характеризующая яркость создаваемого объективом оптического изображения;
  • фокусное расстояние объектива, определяющее масштаб изображения;
  • угол изображения, характеризующее совместно с фокусным расстоянием размер создаваемого объективом изображения.

Все выпускаемые оптико-механической промышленностью объективы фотоаппарата могут быть разделены на две группы: основные, или «штатные», которыми фотоаппараты комплектуются при выпуске с завода, и сменные объективы, на которые может быть заменен основной объектив, если такая замена предусмотрена конструкцией фотоаппарата. Сменные объективы фотоаппарата отличаются от основных чаще всего фокусным расстоянием, а иногда и светосилой.

В большинстве случаев основной объектив фотоаппарата является объективом общего назначения: его угол изображения близок к углу зрения человеческого глаза и потому создаваемое им оптическое изображение воспринимается как наиболее естественное, привычное нашему зрению по углу охвата окружающего нас пространства и по относительным размерам изображаемых предметов.

Съемный объектив фотоаппарата в связи с иным фокусным расстоянием и углами изображения создает изображение окружающих предметов в масштабе, который отличается от создаваемых нормальными объективами. Поэтому сменные объективы фотоаппарата могут быть использованы при съемке удаленных предметов в крупном масштабе или для широкого охвата окружающего пространства.

Каждый объектив фотоаппарата, независимо от его назначения, имеет следующие конструктивные элементы: линзы, изготовленные из оптического стекла, металлическую оправу и диафрагму. Система линз (или линз и сферических зеркал в зеркально-линзовых объективах) представляет собой положительную, то есть собирающую оптическую систему.

Для того чтобы создаваемое оптическое изображение было ярким и четким, взаимное положение линз в объективе фотоаппарата должно быть выдержано с очень высокой точностью, доходящей до тысячных долей миллиметра. Это достигается креплением линз в металлической оправе, обеспечивающей необходимое расстояние между ними и их соосность, а также защищающей линзы от механических и климатических воздействий.

В зависимости от конструктивных особенностей объектив фотоаппарата имеет ряд дополнительных элементов, позволяющих производить перемещение линз по отношению к негативному материалу, то есть фокусировать объектив. Иногда объектив фотоаппарата позволяет внутри него менять взаимное положение групп линз, что дает возможность изменять фокусное расстояние.

Конструкция оправ подавляющего большинства объективов фотоаппарата предусматривает возможность ручного или автоматического управления работой диафрагмы. Если же в объектив фотоаппарата встроен центральный затвор, то корпус затвора одновременно является и оправой объектива, а на его внешнюю поверхность выведены органы управления работой механизма затвора.

В фотоаппаратах с жестко встроенным объективом его оправа может составлять одно целое с корпусом. В этом случае снять объектив фотоаппарата без частичной или полной разборки камеры невозможно. В фотоаппаратах, рассчитанных на использование сменных объективов, последние могут крепиться к корпусу камеры, как с помощью резьбового соединения, так и с помощью байонетного или адаптерного.

Диафрагма - устройство, позволяющее изменить количество световых лучей, проходящих через объектив фотоаппарата, и регулировать яркость создаваемого объективом оптического изображения. Однако главным назначением диафрагмы следует считать регулировку глубины резко изображаемого пространства. В подавляющем большинстве объектив фотоаппарата имеет ирисовую диафрагма. Такая диафрагма состоит из нескольких тонких почерненных металлических лепестков серповидной конфигурации, установленных по окружности между линзами объектива фотоаппарата. С помощью специального кольца все лепестки (ламели) диафрагмы могут одновременно поворачиваться, вдвигаясь в пространство между линзами или выходя из него. Поскольку при этом лепестки частично перекрывают друг друга, оставшееся в центре свободное пространство имеет форму круга (или многоугольника) и может по своим размерам плавно изменяться от максимального, соответствующего диаметру рядом расположенных линз, до минимального, определяемого конструкцией и оптической схемой объектива. Обычно на управляющее перемещением ламелей кольцо наноситься градуировка, которая представляет собой ряд чисел, характеризующих величину относительного отверстия объектива фотоаппарата. Это дает возможность устанавливать требуемое значение диафрагмы.

Все объективы фотоаппарата можно классифицировать по фокусному расстоянию и углу изображения.

Основная характеристика объектива фотоаппарата – фокусное расстояние, в зависимости от которого объективы делятся на две большие группы: дискретные (имеют только одно фокусное расстояние, например, 24 мм, 50 мм, 200 мм и т.д.) и трансфокаторы, в просторечии «зумы» (имеют диапазон фокусных расстояний: 28- 70 мм, 70- 200 мм, 28- 300 мм). Преимущество дискретных объективов в малом весе и компактности, в большей светосиле, в более высоком качестве картинки при прочих равных условиях. Преимущество трансфокаторов – универсальность - один зум способен заменить несколько дискретных объективов - и оперативность, с которой возможна быстрая смена угла съемки.

Величина угла изображения объектива фотоаппарата определяет его назначение. Всю оптику можно разбить на несколько групп:

  • широкоугольники (фокусное расстояние от 12 до 35 мм),
  • стандартные (фокусное расстояние от 40 до 50 мм),
  • портретные (фокусное расстояние от 80 до 135 мм),
  • телеобъективы (фокусное расстояние от 200 мм и более).

Также существуют объективы фотоаппарата специального назначения: макро, фиш-ай, тилт, шифт.

Применение объективов фотоаппарата различных групп не строго определено. С изменением фокусного расстояния изменяется прежде всего перспектива изображения. Так что каждый фотограф решает самостоятельно, какую перспективу задать, строя кадр.

Если Вы хотите увеличить пространство, то нужно использовать широкоугольный объектив фотоаппарата. Обычное применение его - в пейзаже, архитектурной съемке.

Объектив фотоаппарата с фокусным расстоянием 50 мм (угол поля зрения 46 градусов, а именно такой угол поля зрения у человека) считается универсальным, так как им можно снять практически любой сюжет.

Портретный диапазон выбран прежде всего так, потому что на этих фокусных расстояниях минимальны геометрические искажения, что важно при съемке портрета, и не так плотна перспектива изображения. Так что остается место для заднего плана.

Телеобъективы используют для съемки удаленных объектов и для того, чтобы отсечь из кадра все лишнее. Такой объектив фотоаппарата имеет угол изображения не очень большой (от 12 градусов и меньше), поэтому пространство сжимается довольно-таки плотно, акцентируя внимания на основном объекте съемки.

26.09.2016

Светосила объектива

Светосила объектива — это его способность пропускать свет. Какая-то часть света всегда теряется, проходя через объектив. Чем больше света проходит, тем больше светосила объектива.

Есть также объективы с просветлением. Просветление — это не светосила объектива. Просветлением называется специальное покрытие на линзах, которое уменьшает паразитные отражения света между линзами и повышает контраст изображения. Просветление используется практически во всех современных объективах.
Светосила объектива измеряется понятием относительного отверстия. Свет проходит через отверстие, и чем это отверстие больше, тем больше пройдет света, поэтому отверстие и называется относительным.

Возьмите прямоугольный лист бумаги и скатайте его в трубку сначала вдоль, а потом поперек. При одинаковом диаметре отверстия вы получите разную длину трубки. Более короткая трубка будет более светосильной (светосила объектива больше) по сравнению с длинной (светосила объектива меньше), потому что свету надо пройти меньшее расстояние от конца до конца и он не будет ослабевать от переотражений внутри трубки. Поэтому относительное отверстие рассчитывается как отношение длины трубки к диаметру. Значит, чтобы длинная трубка получилась такая же светосильная, как короткая, надо увеличить ее диаметр, чтобы проходило больше света.

Точные формулы знать необязательно, достаточно просто считать, что светосила объектива 1.0 (длина = диаметр) означает полное пропускание света. Светосила объектива 2.0 означает, что длина в 2 раза больше диаметра и при этом проходит только 1/2 света. Светосила объектива 4.0 означает, что проходит только 1/4 света и т.д. Это условные выкладки, но их вполне достаточно для понимания процесса.

Заметьте, что чем меньше отверстие или чем больше длина, тем больше получается светосила объектива. То есть большие числа говорят, что светосила объектива мала, и наоборот.

Светосила объектива часто называется просто "дыркой". Например, если говорят "объектив с дыркой 2.8", надо понимать, что светосила объектива равна 2.8. Светосила объектива с дыркой 1.0 (то есть абсолютно светосильный объектив) в реальности не существует. Единственная модель от фирмы Canon стоила бешеных денег и больше не выпускается.

Несмотря на то, что светосила объектива есть у всех фотоаппаратов, есть класс объективов с повышенной светосилой, которые так и называются — светосильные. Самые светосильные объективы — это дырки 1.2 (редко и очень дорого) или 1.4. Более распространены 1.8 и 2.8. Если светосила объектива имеет отношение более 2.8, то светосильным уже не считается.

Помимо собственно дырки, в объектив, либо в саму камеру, встроен специальный механизм — диафрагма, позволяющий регулировать ширину дырки. Естественно, диафрагма может только сделать ее меньше, но не больше, чем она есть изначально. Часто диафрагму и относительное отверстие считают одним и тем же. Например, говорят, "объектив с диафрагмой 2.8" — это то же самое что "светосила объектива равна 2.8" или "объектив с дыркой 2.8". Однако отличие диафрагмы именно в том, что она является механизмом, регулирующий дырку. С помощью диафрагмы можно из дырки 2.8 сделать дырку 5.6 или даже 44 (помните, что чем больше число — тем меньше дырка). Для чего это надо? В фотографии важно контролировать количество света, попадающего на пленку или матрицу, и диафрагма — одно из средств контроля. Кроме того, с помощью диафрагмы добиваются и других эффектов.

Подводя итог, можно сказать, что чем светосила объектива больше, тем лучше. Ведь при необходимости дырку всегда можно уменьшить с помощью диафрагмы, а вот больше ее уже не сделаешь.

Определяется светосила объектива по цифрам, написанные на нем. Светосила объектива всегда указывается в паре с фокусным расстоянием (так как отверстие — относительное). Например так: 50mm f/2.8. В данном случае f — означает фокусное расстояние, а f/2.8 как раз и есть относительное отверстие. Для краткости часто пишут просто 50/2.8.
Существуют и другие обозначения: например, 4/50. В этом случае сначала указана светосила объектива, потом фокусное расстояние.

Для зумов светосила объектива может быть постоянной или переменной. Так как зум может удлиняться, то соответственно меняется и отношение длины к диаметру. В таком случае светосила объектива для зума указывается парой, так же как и фокусное расстояние, например, 24-135 mm f/3.5-5.6. Это значит, что на 24 мм светосила объектива равна 3.5, а на 135 мм светосила объектива равна 5.6, а между ними — что-то среднее. Для более качественных и дорогих зумов светосила объектива постоянна на всем диапазоне. Тогда она указывается одним числом, например, 28-70/2.8 или 70-200/4.

26.09.2016

Фокусное расстояние объектива

Объективы отличаются друг от друга, главным образом, фокусным расстоянием. Фокусное расстояние объектива - расстояние между оптическим центром объектива и фотопластинкой (фотопленкой, светочувствительным элементом) при резкой наводке на очень удаленный предмет. Если объектив установлен так, что изображение очень удаленных предметов (например, зданий, расположенных не ближе 100 м от аппарата) получается на матовом стекле резким (это называется наводкой на бесконечность), то расстояние между плоскостью диафрагмы объектива и матовым стеклом будет равно фокусному расстоянию объектива.

Фокусное расстояние объектива выражается, как правило, в миллиметрах. От его величины зависят светосила и глубина резко изображаемого пространства, масштаб изображений предметов и, кроме того, для каждой определенной конструкции объектива - наибольший формат фотопластинки (фотопленки или светочувствительного элемента), на которой можно получить резкое до краев изображение.

При съемке с одной и той же точки с коротким фокусным расстоянием объектива он дает изображение малого формата и в мелком масштабе. Если фокусное расстояние объектива длинное, он дает изображение большого формата и в крупном масштабе. Масштаб изображений прямо пропорционален фокусному расстоянию объектива.

За много лет развития фотографии уже давно установились стандартные ве­личины фокусного расстояния объективов. Например, для сохранения близкого к привычному для человека поля зрения при съемке 35-миллиметровой пленочной фотокамерой требуется фокусное расстояние объектива 43 мм. Стандартным же считается фокусное расстояние объектива 50 мм, который несколько сужает перспективу человеческого зрения, однако позволяет сохранить пространственное соотношение между объектами в изображении очень близким к тому, что мы наблюдаем в окружающем мире.

Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше захват сцены. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше увеличение объектов. Например, фокусное расстояние объектива 20 мм обеспечивает широкоугольную перспективу, а фокусное расстояние объектива 500 мм значительно увеличивает сни­маемую сцену.

Общепринято фокусное расстояние объектива от 45 до 50 мм называть стандартным. Такое фокусное расстояние объектива приблизительно равно диагонали кадра. Фокусное расстояние объектива с меньшими значениями, например, 35 мм или 28 мм, принято называть широкоугольными. Фокусное расстояние объектива с большими значениями, например, 85 мм, 105 мм или 200 мм, принято называть телеобъективами. Данная классификация используется с момента появления 35 мм фотоаппаратов (уже на протяжении более 80 лет).

4