Светофильтр фотоаппарата

Зрение человека - сложный, мощный и совершенный инструмент восприятия окружающего нас пространства. В то же время нельзя назвать наше зрение точным инструментом восприятия окружающей действительности. Мозг, анализируя поступающие от сетчатки глаза сигналы, принимает во внимание и информацию, поступающую в мозг от других органов. Кроме этого, обрабатывая полученную информацию, мозг использует накопленный опыт, знания и даже - стереотипы восприятия.

Фотоплёнка или чувствительный элемент цифровой камеры не обладают такими избирательными способностями - они не думают, а поэтому передают визуальную информацию более документально-точно, чем позволяет наше зрение. Однако фотографируя, мы хотим получить отнюдь не документальное подтверждение. Поэтому плёнке в этом деле надо помогать, в частности – светофильтрами фотоаппарата и головой (чтобы эти фильтры применить с наибольшей эффективностью).

Принимая во внимание этот аспект, нужно понимать, что светофильтр фотоаппарата в фотографии играет большую роль. Во многом благодаря светофильтру фотоаппарата появляется возможность обеспечить не только техническую, но и психологическую правильность передачи тонов, цветов и оттенков объекта съёмки.

Спектр выпускаемых в настоящее время светофильтров фотоаппарата довольно широк, а следовательно - весьма широк и спектр эффектов, производимых при помощи таких фильтров. Все это позволяет говорить о системе светофильтров фотоаппарата, как о важной составляющей в технике современной фотографии.

Светофильтр фотоаппарата - это устройство, изменяющее состав света, проходящего через него. Кроме этого (особенно в переводной литературе) в разряд светофильтров фотоаппарата принято включать и разнообразные оптические насадки на объектив, не являющиеся, по существу, фильтрами в полном значении этого понятия - например диффузионные насадки мягкого фокуса, называемые софт-фильтрами (soft-filter), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые фильтры, призматические насадки, дифракционные насадки, насадочные линзы для макросъемки) и так далее. Поэтому, описывая разного рода насадки на объектив, мы будем для них также использовать термин "светофильтр фотоаппарата".

Из всей массы светофильтров фотоаппарата и оптических насадок на объектив лишь небольшая часть имеет узкоспециальное назначение. Многие светофильтры фотоаппарата вполне применимы в самых разнообразных видах съемки, а остальные - можно применять не только по прямому назначению, но и для создания большого спектра особых эффектов в творческой фотографии.

Светофильтр фотоаппарата, по большому счету, может быть изготовлен из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства ему могут быть приданы либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесением специальных дифракционных покрытий, либо - специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров фотоаппарата, применяемых для фотосъёмки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит - составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому светофильтр фотоаппарата подчинен тем же строгим требованиям, какие приходится предъявлять и к фотографическим объективам.

Светофильтр фотоаппарата изготавливается, в основном, из тех же материалов, которые применяются для изготовления объективов - высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы. Часть светофильтров фотоаппарата специального назначения (выпускаемых в небольших количествах) изготавливается на основе желатиновых плёнок.

Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большую гамму светофильтров фотоаппарата разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа светофильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшее параметры светофильтра фотоаппарата. Стекло, например, чаще всего применяется для изготовления светофильтров фотоаппарата в тех случаях, когда требуется высокая механическая прочность поверхности светофильтра, и в случаях, когда поверхности фильтра предполагается покрывать просветляющими покрытиями. Цвет стеклянным светофильтрам фотоаппарата обычно придают введением при варке стекла в его состав специальных веществ-красителей (так называемая "окраска в массе"). Такая окраска является наиболее стойкой к внешним воздействиям, ведь светофильтр фотоаппарата не меняет спектральные свойства даже при значительном загрязнении или повреждении его поверхности. Другие методы получения окрашенных стеклянных светофильтров фотоаппарата - поверхностные поглощающие или интеренференционные плёночные покрытия - менее стойки к внешним воздействиям.

Оптические сорта пластмасс незаменимы при производстве светофильтров фотоаппарата, имеющих градиентную окраску, а также - для изготовления разного рода оптических насадок, имеющих поверхность сложной формы. Окрашивание пластмассовых светофильтров фотоаппарата производят окунанием их в раствор специального красителя, проникающего внутрь материала фильтра, и закрепляющегося там на молекулярном уровне.

Желатиновый светофильтр фотоаппарата получают путем растворения в желатине специальных красителей, и нанесения получившегося раствора на полированное стекло. После высыхания получившуюся плёнку (фолию) снимают со стекла и разрезают на части необходимого размера. Несмотря на то, что оптическое качество желатиновых светофильтров фотоаппарата получается очень высоким, такие фильтры применяют нечасто - желатиновая фолия достаточно нежна, боится сырости, высоких температур, отпечатков пальцев и других неблагоприятных воздействий. При изготовлении фильтров специального назначения окрашенный слой желатина может быть помещен между двумя оптически плоскими стеклами, защищающими его от повреждений и вредных воздействий.

Светофильтр фотоаппарата, применяемый в фотосъёмке, имеет в большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму.

Светофильтр фотоаппарата крепится на объективе с помощью особых систем крепления, включающих в себя специальный держатель ("компедиум"). В таком держателе можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компедиума с фильтрами на разных объективах, а также специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров фотоаппарата Cokin.

Круглый светофильтр фотоаппарата (как стеклянный, так и пластмассовый) укрепляется в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением) для установки на объектив фотоаппарата. Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распространена резьба диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм (метрическая резьба с шагом 0.75 мм).

Производители при конструировании оправ объективов стараются выбирать посадочные размеры для светофильтров фотоаппарата из как можно меньшего ряда значений. Причем одинаковое крепление светофильтров для используемых одновременно объективов позволяет не только иметь комплект светофильтров фотоаппарата одного диаметра, но и избежать чехарды со сниманием и установкой крышек при съёмке.

Однако и при наличии в комплекте объективов с разным диаметром резьбы под светофильтры фотоаппарата, покупать несколько наборов светофильтров не стоит - это достаточно разорительно. Для таких случаев есть выход куда лучше - резьбовые адаптерные кольца "повышающего" и "понижающего" типа. Первые позволяют установить светофильтр фотоаппарата с большим, чем на объективе, диаметром резьбы, а вторые - светофильтр фотоаппарата меньшего диаметра. Практическое значение имеют в первую очередь "повышающие" кольца. Светофильтр фотоаппарата большего диаметра, чем нужно для применения на данном объективе, может вызывать неудобство лишь одного рода - невозможность использования "родной" бленды (независимо от способа её крепления на объективе).

Применение "понижающего" кольца может привести к гораздо менее приятным последствиям - виньетированию краевых лучей света (особенно косых) и, как следствие - затемнению углов кадра. Поэтому, применяя светофильтры фотоаппарата с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, стоит тщательно проверить на отсутствие виньетирования при полностью открытой и полностью закрытой диафрагмах, особенно на краях диапазона зумирования (для зум-объективов).

Применять же светофильтр фотоаппарата со значительно меньшим, нежели у объектива, диаметром резьбы вообще не рекомендуется - чудес не бывает, и виньетирование в этом случае гарантировано. Иногда виньетирование может наблюдаться даже в том случае, если установить на некоторые широкоугольные объективы светофильтр фотоаппарата с "правильной" резьбой. Происходит это из-за слишком глубокой оправы светофильтра, и "лечится" лишь применением светофильтра со специальной тонкой оправой - таких как фильтры серии "Slim" от B+W, или фильтры серий "Pro 1" или "Ultra" от HOYA, имеющие высоту оправы всего 3 мм.

Несмотря на высокие требования к качеству, светофильтр фотоаппарата не должен быть излишне дорогим. Сочетание высокого качества и не слишком высокой цены можно получить лишь при крупномасштабном производстве. К такому подходу в производстве светофильтров фотоаппарата толкает и ещё один факт - требования к светофильтрам у разных производителей оптики по существу не отличаются друг от друга, в отличие от требований к объективам. Оно и понятно - у светофильтра фотоаппарата, в отличие от объектива, нет того многообразия оптических параметров, входящих в понятие "рисунок объектива".

В сфере производства светофильтров фотоаппарата весьма развита международная кооперация - реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются. Например HOYA, являясь одним из самых мощных производителей оптического стекла, производит законченные светофильтры не только под собственной маркой HOYA, но и под марками некоторых известных производителей фотоаппаратуры и фотографических аксессуаров. Кроме этого, часть производителей используют при изготовлении некоторых своих светофильтров обработанные и необработанные заготовки из оптического стекла особых сортов - например стекол HOYA, Kodak Wratten или Schott.

Светофильтр фотоаппарата, который предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие) - это фильтр с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлен ли он на собственном оптическом производстве, или произведен "на стороне", то есть в результате международной кооперации. Купленный рекомендованным производителем оптики светофильтр фотоаппарата - это гарантированно надежный вариант. Однако такой светофильтр фотоаппарата стоит достаточно дорого, да и ассортимент мал, и, как правило, включает только самые распространенные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к "независимым" производителям. Светофильтры фотоаппарата таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр фотоаппарата от "независимого" производителя, нужно быть осмотрительным - по внешнему виду высококачественный светофильтр фотоаппарата от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром - это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабо. Поэтому, покупая светофильтр фотоаппарата, приходится доверять контроль качества светофильтра его производителю.

Ассортимент торговых марок, под которыми продаются светофильтры фотоаппарата, весьма велик даже в нашей стране. Правильный выбор в этих условиях - дело непростое. Несколько облегчить этот процесс можно, условно разделив фирмы, продающие светофильтры фотоаппарата под своими торговыми марками, на следующие группы:

  • Торговые марки, которые вы впервые видите. Степень риска получить под таким названием светофильтр фотоаппарата, не отличающися высоким качеством, скорее всего составляет цифру, весьма близкую к 100%. Подобная покупка является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр фотоаппарата достаточного оптического качества), и хочется лишний раз об этом напомнить;
  • Торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей - от фотоальбомов, прищепок для сушки плёнки, резиновых бленд и крышек на объективы до светофильтров, вспышек, фотоаппаратов и объективов. В нашей стране наиболее известны подобные изделия под марками Soligor, Hama, Kaiser, Jessops, Unomat и некоторыми другими. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров фотоаппарата, и фильтры делаются по международной кооперации (OEM). С одной стороны это и хорошо - сделать светофильтр фотоаппарата качественным не так просто, особенно не имея собственного развитого оптического производства. С другой стороны - реальный изготовитель фильтра в таком случае остается неизвестен, и под одной и той же маркой могут поступать в продажу светофильтры фотоаппарата разных производителей, имеющие разное оптическое качество. При этом нижняя планка качества таких светофильтров фотоаппарата редко устанавливается на том же уровне, что и для высококачественных профессиональных.
  • Торговые марки концернов, производящих оптику, и больше известных именно с этой стороны. В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распостраненные у нас светофильтры фотоаппарата B+W (немецкий концерн Schneider-Kreuznach, выпускающий объективы для камер среднего и большого формата) и фильтры HOYA (японский концерн THK, изготавливающий объективы Tokina и телеконвертеры Kenko). Покупка светофильтров фотоаппарата старших серий этих марок, например B+W Proline и B+W Slim у B+W, HOYA Pro 1 и HOYA HMC Super у HOYA - отличный выбор;
  • Торговые марки известных производителей, знаменитых в первую очередь выпуском высококачественных светофильтров фотоаппарата - такие как Cokin и Tiffen. Добавлять тут особо нечего.

Комментарии (0)

Разместить комментарий