Фотоизображение

Искусство создания фотоизображения — искусство тесного взаимодействия содержания и формы, идеи и мастерства. И в том особенно убеждает самый трудоемкий жанр — фотопортрет.

Художественное и техническое качество фотоизображений долгое время зависело от применявшейся оптики и негативного материала. Только с улучшением фототехники фотоизображения смогли отвечать строгим требованиям взыскательных зрителей.

Сила фотоизображения — в конкретизации, в неоспоримой достоверности запечатленного. Это драгоценное качество быстро сделало фотографию распространенным средством изобразительной документации. Даже в хроникальных фотоизображениях, не претендующих на блеск и виртуозность исполнения, находили свои достоинства.

Документальная природа фотоизображения в значительной мере страхует фотохудожника от фальши и надуманной красивости, еще нередко проникающих в некоторые произведения смежных видов искусств. Если снимок не инсценирован и автор передал действительное событие, нас подкупает в нем ощущение жизненной подлинности. Ее нередко подтверждает какая-то зримая подробность. Проходит время, и эти неповторимые фотоизображения, привычные современникам, в глазах нового поколения обретают новый смысл — они становятся приметой эпохи...

Разумеется, нельзя смешивать фотографию как искусство и фотографию как техническое средство, предназначенное обслуживать нужды науки. Хотя наше восприятие подчиняется общим законам психофизиологии, мы, тем не менее, учитываем назначение каждого отдельного фотоизображения. Если специализированная научная съемка придает главное значение точности воспроизведения, то художественная съемка предполагает эстетическое воздействие на зрителя. Фотохудожник видит завершение творческой задачи в тщательной отделке позитива. Внимание к позитивному процессу обусловлено целью получить наиболее пластичное фотоизображение.

Отсюда объяснение тому многообразию способов обработки фотоизображений, которое имело место на всем пути развития фотоискусства. Так, гуммиарабик сменял пигмент, озобром — гуммиарабик, за озобромом следовало масло, а далее — бромомасло, резинотипия, аргентотипия и многое другое.

Через всю историю художественной фотографии проходит настойчивое стремление преодолеть автоматизм действия оптики и фотохимии. Позитивный процесс, несомненно, — одна из важнейших стадий работы над фотоизображением. Но, как свидетельствует стилевая эволюция фотоизображения, одна изысканная и сверхусложненная обработка фотоизображения не возмещает недостатков композиции и общего замысла.

Комментарии (0)

Разместить комментарий