Основы фото композиции

Общие положения о композиции живописного произведения в равной степени распространяются и на художественный снимок. Фото композиция также предусматривает связь основных элементов изображения. При съемке эту связь устанавливают направлением оптической оси объектива. Необходимо, чтобы зритель сосредоточил внимание прежде всего на той части изображения, которая получена проекцией центрального луча объектива.

Фото композиция снимока всегда отличается каким-то единством составляющих его элементов. Весь изобразительный строй фото композиции подчинен общему ритму — каждая линия и пятно перекликаются между собой. Такая фотография легко воспринимается и ее приятно рассматривать.

Художественное воздействие фотографии зависит от того, насколько хорошо продумана фото композиция, т. е. насколько все компоненты изображения скоординированы между собой по законам динамики, ритма, равновесия или симметрии. Взаимосвязь элементов фотоизображения может проявляться и в масштабном сопоставлении предметов и в контрастах света и тени. Если в кадре, скажем, превалируют линии, то основу фото композиции составит их ритмическое чередование. Если снимок строится на равновесии или симметрии его частей, то в фото композиции приобретает значение распределение светотеней. При всех условиях фотоизображение должно быть зрительно упорядочено — иметь смысловой центр и сохранять тональное соотношение планов.

Фотография — искусство техническое. Но, как ни велико воздействие технологии, в работах ярко выраженного творческого почерка всегда преобладает какой-то принцип фото композиции. В одном случае фотохудожник использует такой выразительный прием построения фото композиции, как контраст светотеней, в другом — тональную гармонию пятен и линий, в третьем — уравновешенность всех частей изображения и т. д. Это создает стилевые особенности фотоизображения.

Однако неверно на этом основании выделять и рекомендовать определенные типы построения фото композиции. Тяготение к установленным схемам порождает безличное творчество и появление удивительно схожих снимков. Подгонять сюжет под нормативную схему — занятие столь же бессмысленное, как подсчитывать комбинации красок вечернего заката. Схем построения фото композиции много, но они не существуют независимо. Фотоискусство отображает реальную жизнь. Изменяется жизнь, изменяются темы и сюжеты, а с ними — и принципы построения фото композиции кадра.

Фото композиция отличается динамичностью, стремлением передать движение вечно изменчивых форм внешнего мира. Способность фиксировать мгновение — самое неоспоримое преимущество фотографии. Человек, вооруженный фотоаппаратом, успевает запечатлеть в окружающей действительности многое такое, что не может увидеть живописец.

Фотография всегда будет сильна способностью показать жизнь со стороны, недоступной живописи. У фотохудожника шире горизонты наблюдения. Получив свободу выбора места съемки, он смог расширить и традиционные принципы фото композиции — тональное равновесие, ритмический повтор, подчинение части целому и пр. Объектив позволяет произвольно смещать планы, перспективу, пропорции.

Поиски новых решений, разумеется, не должны переходить в самодовлеющий эксперимент. Если в природе все построено по законам целесообразности, то в искусстве — еще и по законам красоты. К сожалению, фотографы нередко злоупотребляют самим понятием «фото композиция». Порой случается, что явную недодержку при проявлении принимают за «рыхлость фото композиции» и с глубокомысленным видом рассуждают о «тональной неуравновешенности фото композиции» и т.д.

При построении фото композиции следует обязательно учитывать тональность фотоизображения. В фотографии тон играет ту же роль, что и колорит в живописном полотне. Художественной фотографии присуща широкая шкала светотеневых переходов, но это не означает, что рисунок должен пестрить. Задача фотохудожника — так построить фото композицию кадра, чтобы привести его к тональному единству. Общая тональность изображения, зависящая от силы источников света, падающих на объект, также служит смысловой мотивировкой образа. Далеко не безразлично, в какой тональности представлено, например, лицо человека. Даже разные отпечатки с одного негатива могут изменять впечатление. Поэтому очень важно сохранить верное соотношение оттенков, продумывая фото композицию, например, фотопортрета.

Комментарии (0)

Разместить комментарий