Портретная фотография

Художественная портретная фотография не сразу стала самостоятельным искусством. Начав с откровенного заимствования приемов портретной живописи, она длительный период находилась под ее влиянием. Лишь с прогрессом фототехники наступила ее эмансипация. Фотохудожники доказали свое право сознательно воздействовать на портретную фотографию.

«Портретная фотография вполне может дать результаты, удовлетворяющие основным требованиям искусства, — утверждалось через полвека после получения первого дагерротипа.
— Может, но дает ли? — спрашивал автор этого утверждения. И отвечал:
— В портретной фотографии, как и везде в искусстве, выступает вперед личный элемент: ars est homo additus naturae (искусство — человек в неразрывной связи с природой). Как в картине за художником-техником виднеется художник в тесном смысле, художник-творец, так из-за безличной техники должен выступать человек...»

Портретная фотография ведет рассказ о времени через поступки и характеры людей. Недаром ее называют зрительной памятью истории. Мы благодарны Дагеру прежде всего за то, что даже при несовершенстве техники его изобретение позволило создать галерею фотопортретов выдающихся людей XIX столетия. Портретная фотография донесла до нас лица Гоголя, Диккенса. В Москве найдены редчайшие дагерротипные портреты великого русского артиста М. С. Щепкина и его друга — комедийного актера И. Живокини (их автор — фотограф Г. Пейшес).

Портретная фотография позволила создать бесценные фотопортреты, запечатлевшие облик знаменитых людей своего времени. Очень часто фотографировали Льва Толстого. В 1909 году по приезде в Москву из Ясной Поляны он посетил музыкальный магазин Циммермана на Кузнецком мосту. Фоторепортеры не преминули обратиться к нему с просьбой позировать им тут же, на месте. Писатель согласился. Газета «Голос Москвы» тогда писала: «Для будущего биографа Льва Николаевича такие фотопортреты послужат незаменимым пособием, и все мы, конечно, должны быть глубоко благодарны В. Г. Черткову и семье Льва Николаевича за ту заботливость, с которой они все усилия употребляют на то, чтобы сохранить для потомства побольше таких фотопортретов»

В книге «Лев Толстой в фотографиях современников» воспроизведены фотопортреты, сделанные с некоторых негативов (а их более десяти тысяч), хранящихся в Московском государственном музее Л. Н. Толстого. Созданная с помощью портретной фотографии эта документальная иконография может помочь живописцу, графику, скульптору в творческой работе над портретным образом великого писателя. Серия фотопортретов известной личности, созданная с помощью портретной фотографии — незаменимое пособие в работе скульптора или живописца, ценнейший биографический материал. Если это групповой фотопортрет, то он показывает окружающих его людей, бытовую обстановку и даже позволяет установить время действия.

Портретная фотография всегда была верной помощницей мастеров пространственного искусства. Некоторые из них успешно применяли отдельные принципы портретной фотографии в собственной творческой практике.

В английском журнале «The Burlington Magazine» (1962 г., №5) напечатана статья Аарона Шарфа «Живопись, фотография и изображение движения». В ней прослеживается взаимоотношение живописи и портретной фотографии во французском искусстве конца XIX века. К портретной фотографии проявляли интерес столь противоположные художники, как Мейссонье, Дега и Сера.

Русские живописцы тоже не пренебрегали портретной фотографией. Известный художник-педагог Павел Чистяков, преподававший в Петербургской Академии художеств, даже ввел в курс практических занятий перерисовки фотографий.

Его предшественники — профессора той же Академии — относились к портретной фотография с недоверием, видя в ней своего конкурента. Но, как пишет один их современник, «Деньер заполучил как-то в свою студию одного из старейших профессоров, гравера Уткина, и снял его фотопортрет. Фотопортрет понравился. Вслед за ним переснимались у Деньера, кажется, все профессора Академии художеств, как-то: Бруни, Пименов, Марков, Шамшин и другие». Так портретная фотография получила признание даже у самых консервативных представителей изобразительного искусства.

Сам Деньер тоже художник (он окончил Академию художеств). Распространенный ныне портрет Тараса Шевченко, принадлежащий кисти И. Н. Крамского, целиком написан по фотопортрету Деньера.

Крамской, работавший в молодости ретушером и много сделавший для пропаганды портретной фотографии, считал портрет Ф. М. Достоевского, сделанного М. Пановым, одним из лучших прижизненных изображений писателя. Живописец писал о фотопортрете: «Что в нем примечательно — это выражение. По этому фотопортрету можно судить, насколько прибавилось в лице Достоевского значения и глубины мысли. Портретная фотография редко дает сумму всего, что лицо человеческое в себе заключает, в фотопортрете же Панова явилось счастливое исключение. Можно догадываться, что в данном случае в помощь портретной фотографии явился такой момент в жизни Достоевского, как пушкинский праздник в Москве: фотопортрет этот снят после его знаменательной речи о значении Пушкина».

Наконец, известны факты, когда сами прототипы предпочитали портретную фотографию живописным портретам.

Нескольким художникам позировал И. С. Тургенев. Но фотопортрет профессионального фотографа его удовлетворил больше всего. «Лучший мой портрет — профильный, что я снимался у Бергамаски», — говорил писатель П. Гнедичу. То же самое он повторил в письме к Полине Виардо. Известно также, что А. П. Чехов предпочитал портретную фотографию непохожему живописному портрету. (Кстати сказать, Антон Павлович долго хранил фотопортрет какого-то священника, подсказавшую ему сюжет «Архиерея».)

Портретная фотография — создание объективных документов жизни. В этом качестве фотопортрет может служить материалом специального исследования и даже учебным пособием. Великий русский режиссер К. С. Станиславский часто обращался к портретной фотографии. Театральный фотограф М. А. Сахаров часто снимал его на протяжении многих лет в разных ролях. По словам самого фотографа, Константин Сергеевич каждый раз пользовался портретной фотографией при подготовке новой роли. Сравнивая фотопортреты, он контролировал по ним свои жесты и мимику, чтобы еще лучше отшлифовать пластику сценического движения.

Во все времена основной задачей искусства портретной фотографии было изображение человека и окружающей его жизни. Как и живопись, портретная фотография показывает людей в многообразии характеров, поступков, конфликтов. Фотохудожник стремится также раскрыть внутреннюю сущность своего персонажа, дать ему верную социальную характеристику.

Истинный фотохудожник-портретист — отнюдь не копиист внешних физических примет прототипа. Воссоздавая с помощью портретной фотографии облик конкретной личности, он выражает и свое понимание чужого характера.

Кроме индивидуальности прототипа есть еще индивидуальность исполнителя, проявляющая себя в личном отношении к объекту. Сравните фотопортреты разных мастеров, снимавших одного и того же человека в один и тот же час. Все кадры неизбежно окажутся различными. Их будет отличать не столько точка съемки или композиция, сколько авторская трактовка! Еще до обращения к визиру фотохудожник воспринял человека по-своему, и портретная фотография только подтвердила сложившиеся представления о нем.

Впрочем, иногда можно услышать другое: «Портретная живопись — это образ жизни, портретная фотография — ее зеркало. Живописец истолковывает факт, фотограф регистрирует его». Так рассуждают те, кто отказывает портретной фотографии в самостоятельности изобразительного языка. Они склонны считать портретную фотографию лишь средством наглядной информации и отказывают ей в способности образного обобщения.

Время показало, что с прогрессом фототехники портретная фотография вышла из узких рамок бытового назначения и жанровой ограниченности. Ее идейно-эстетические функции теперь необычайно расширились. Искусство портретной фотографии уже в состоянии раскрывать сокровенный мир человеческой психологии. Человеческое нас приближает к пониманию жизни скорее, чем что-либо другое. Известно немало художественных фотопортретов, авторы которых достигают глубокого образного обобщения.

И в том все больше убеждают сегодня отечественные и международные фотовыставки. С их стендов смотрят на нас проникновенные яркие образы современников...

Комментарии (0)

Разместить комментарий