Портретное сходство

Портретное сходство – очень важная творческая проблема, которую приходится решать фотографу при создании фотопортрета. Не может быть «хорошего портрета» без наличия портретного сходства. Даже такая, на первый взгляд, второстепенная деталь, как волосы, играет существенную роль в изобразительной характеристике человека.

Достоверность — суть природы фотографического изображения, но это качество не сводится лишь к зеркальному тождеству копии с оригиналом. Фотоискусство также ставит себе задачу образного воплощения действительности. Поэтому вопрос о портретном сходстве не может не интересовать фотохудожников, специализирующихся в портретной съемке.

На разных исторических этапах развития пространственных искусств по-разному понимали портретное сходство. Но для художников-реалистов всегда остаются незыблемыми эстетические принципы, заложенные великими портретистами прошлого начиная с эпохи Возрождения. Каждому фотографу, стремящемуся повысить свое мастерство, необходимо изучать драгоценный опыт классической живописи.

Как же должна решаться проблема портретного сходства в творческой практике профессионала? Очевидно, стремлением найти верное соотношение внутренней сущности портретируемого и его наружности. В подлинно художественном портрете это соотношение нерасторжимо. Надо различать внешнее портретное сходство и сходство внешности. Только выделяя важнейшие черты облика фотомастер сможет раскрыть и существенные грани человеческого характера.

Не может достигнуть портретного сходства тот фотограф, который в подходе к объекту остается сугубым натуралистом. В наши дни это подтверждает продукция фоторемесленников. «Ничто так не близко к вымыслу, как фотографии, сделанные для удостоверения личности». Нельзя не согласиться с этим несколько парадоксальным выводом И. Эренбурга. Передать портретное сходство — значит отразить постоянство характерных черт.

Тот же автор высказывает такие соображения на этот счет: «Художник изучает свою модель, ищет не обманчивого внешнего портретного сходства, а раскрытия в портрете сущности модели. Когда человек позирует, с его лица постепенно исчезают меняющиеся оттенки, лицо лишается того, что мы обычно называем «выражением». Не раз ночью в последних поездах метро я разглядывал лица усталых людей, в них не было ничего преходящего, выступали характерные черты. Человек, которого фотографируют, однако, не похож на себя; заметив наведенный на него объектив, он тотчас меняется. Это делает столь неправдоподобными молодоженов в витрине провинциального фотографа. В снимках, где люди стараются прибрать свое лицо, как прибирают для гостей комнату, нет ни постоянного характера модели, ни достоверности минуты».

В свое время фотографической фирме О. Ренар представилась возможность сделать несколько фотопортретов Л. Н. Толстого. Съемки проводились в Ясной Поляне в разные часы одного дня (18 сентября 1909 года). Историческая и документальная ценность этих снимков бесспорна, но в художественном отношении они лишены интереса. Почему? Потому что мы видим на них разных Толстых. Протокольный подход к объекту мог обеспечить лишь приблизительное портретное сходство, но никак не раскрыть все глубины образа великого писателя. Фотограф оказался бесстрастным «ремесленником», а не художником-творцом.

Как же фотографировать с целью добиться портретного сходства?

Старые фотомастера решали задачу обеспечения портретного сходства, пользуясь специальными портретными объективами. Теперь же на помощь пришли фотоматериалы высокой светочувствительности. Иначе говоря, результат предрешает не столько оптика, сколько выбор освещения и соответствующая точка съемки.

Кстати сказать, не нужно смешивать точку съемки с положением (наклоном) аппарата. Точка съемки связана не только с направлением оптической оси объектива по отношению к плоскости изображения, но и с расстоянием между аппаратом и снимаемым человеком. Следовательно, точка съемки может влиять на портретное сходство также удаленностью или приближенностью аппарата к объекту. При съемке с близкого расстояния все выступающие вперед детали могут получиться преувеличенными. Необходимо поэтому заранее учитывать их допустимое изменение.

Натуралисту труднее получить портретное сходство, чем реалисту. Вспомним некоторых передвижников, приверженных к излишней иллюстративности. В плеяду выдающихся русских портретистов вошли не они, а именно те члены того же общества, которые строго и последовательно придерживались принципов реализма. Поразительного портретного сходства достигали Крамской, Репин, Серов. Сохраняя достоверность внешнего, физического облика, они умели раскрывать за ним внутреннее содержание человека, давать острую социальную и психологическую характеристику.

Мы не коснулись ряда других причин, прямо или косвенно влияющих на портретное сходство (в частности, кадрирования отпечатка). Вполне очевидно, что крупноплановый снимок, где лицо дано в обрезе, явно изменяет представление о возрасте человека. Уместно упомянуть и о наиболее «выгодном» для данного объекта повороте головы. Особенности ее строения как будто подсказывают необходимость снимать в три четверти с приближением к профилю. Вероятно, также было бы правильнее показать девичье лицо в светлой тональной гамме, избегая резкой светотени.

Итак, получение портретного сходства обусловлено и положением аппарата, и освещением, и позитивным процессом. Но только ли этим? А наблюдательность, а момент спуска затвора? Разве не развитому «чувству момента», столь необходимому фотожурналисту, мы обязаны появлением многих замечательных портретов?

В какое-то мгновение человек бывает больше всего похож на себя, Его эмоции проявляются с особой силой. Успеть уловить эту редкую долю секунды, обращающую выражение лица в эхо душевного состояния,— самое заветное желание художника.

Обстановка непринужденного общения и быстрая ориентация — главное, что помогает получить не просто портретное сходство, а жизненно правдивый образ. Для фотографа же, отделывающегося передачей внешних примет, облик современника — просто сумма общечеловеческих физических черт. Ограничиваться передачей одной внешней схожести — значит удовлетворяться суррогатом. Как уже говорилось, художественный фотопортрет — всегда производное творческого отбора и обобщения изобразительных элементов. Вот почему мы должны понимать портретное сходство прежде всего как сходство образа.

Комментарии (0)

Разместить комментарий