ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ ЮРИЯ ПАНТЕЛЕЕВА

Проза школы, проза жизни и работы в Художественном Фонде России едва ли были для Юрия Пантелеева благословенным источником вдохновения при создании галереи фотографий. Скорее им стал родной Петербург с его градостроительными законами, с его изначально деформированной психикой и, разумеется, с его культурными традициями.

Поэтому галерея фотографий включает работы в разных жанрах: пейзаж, фотографии настроения, психологический натюрморт, портрет и т.д. Разнообразие жанров не говорит о творческой всеядности фотохудожника Юрия Пантелеева, просто в жизни бывают различные обстоятельства, настроения, неожиданно возникают необычные ассоциации от увиденного, прочитанного… В результате в сознании сами собой начинают формироваться идеи, воплощением в жизнь которых являются целые циклы необычных снимков, которыми наполнена галерея фотографий на этом сайте. Именно так увидели свет многие темы, представленные на сайте в галерее фотографий: «Питер литературный», «Ночной Петербург», «Ночные пейзажи», «Фотографии настроения» и т.д.

Галерея фотографий содержит много работ, которые можно рассматривать как дневники путешествий и рабочий материал. Творческие поездки на север и в Крым, прогулки с фотоаппаратом по улицам и паркам Петербурга воплотились в художественные фотографии, порой изысканные по цвету и свету, порой представляющие собой более традиционные композиции. По представленным в галерее фотографий работам можно сделать вывод, что фотохудожник Юрий Пантелеев лишь изредка использует технические средства и приемы, чаще полагаясь на естественное состояние среды, богатое разнообразие фактур материалов, игру теней и отражений. Галерея фотографий Юрия Пантелеева – это галерея работ фотохудожника, неравнодушного к прошлому и настоящему, открывающего для себя и зрителя бесконечное богатство родного города и мира.

Альбом. Взгляд сквозь время. Часть III - Белые ночи.

Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что взглянув на него, невольно нужно было спросить себя неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам господь чаще на душу!..

Альбом. Взгляд сквозь время. Часть II - Идиот.

В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона..

Альбом. Взгляд сквозь время. Часть I - Преступление и наказание.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С – м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К – ну мосту...

Актёр Леонид Мозговой: Портрет Образ Судьба

Портреты Леонида Мозгового – это одновременно и образы его ролей и судьбы его героев. На страницах этой книги Леонид Мозговой предстаёт рядом с портретами тех выдающихся поэтов и писателей, произведения которых он исполняет в своих спектаклях. И по художественному замыслу становится сопричастным галерее образов этих людей, с их непростым жизненными и творческими путями. Психологический портрет передаёт и образ личности, и образ мысли, а в конечном счёте – судьбу человека и, очень часто, судьбу художника.

С Леонидом Павловичем Мозговым, я познакомился случайно – если можно назвать случайностью встречу двух людей, занимающихся творческой деятельностью, в творческом месте, а именно в выставочном зале Союза художников России на Охте. Осматривая картины и фотографии, Леонид Мозговой подошёл к серии моих работ и стал внимательно изучать их. Переводя взгляд от одной работы к другой, он задержался на портрете поэта Евгения Раевского. А я стоял рядом и, конечно, узнал актера. Фильмы Александра Сокурова «Телец» и «Молох», в которых Леонид Мозговой тонко и по-актёрски неожиданно сыграл заглавные роли, я смотрел, и не один раз. Да и внешность у Мозгового незаурядная, запоминающаяся. Я задал Леониду какой-то вопрос разговор сразу завязался. При этом я вспомнил, что фотографировал его давно на вечере, посвящённом Царскосельскому лицею, где Леонид Мозговой читал стихи Пушкина. У меня остались даже негативы этой съёмки. Я рассказал смешной момент, о том, как моя вспышка (ну что поделать!) мешала одному любителю поэзии – и он очень «шипел» на меня. Леонид посмеялся и так, за разговором, предложил мне пригласительный билет на свой спектакль «Сон смешного человека».

Действие спектакля происходит в реально существующем доме, как в XIX веке говорили на «Петербургской стороне» – в такой же реально существующей квартире. Зрители поднялись по лестнице и вошли в полутёмную переднюю квартиры, освещённую лишь слабым огарком свечи на медной подставке. И произошло таинство соприкосновения с миром Ф.М. Достоевского.

Нас встретила прислуга и, что-то любезно приговаривая, провела в комнату без окон, всю задрапированную тканями, со старинной печкой, сундуком и зеркалом со столиком, на котором мерцали свечи, едва освещая зрителей. Появился странный, смешной человек.

Фантастический рассказ «Сон смешного человека», как мне кажется, глубоко трагично повествует об очень одиноком, нервном и искреннем человеке, которому бывает стыдно даже за свои мысли, а не то что поступки. Его искренность и непосредственность наталкивается на непонимание, насмешки, а сам герой в этом «сне» пытается охватить вселенский смысл самого существования человека. «О, теперь жизни и жизни! Да, жизнь, и – проповедь! Я иду проповедовать, я хочу проповедовать – что? Истину. Он видел её своими глазами, видел её славу! Кроме того, он возлюбил всех, больше всех, которые над ним смеются».

Век Романовых: принцы Ольденбургские

С именем принца Петра Георгиевича Ольденбургского (1812-1881) связана в России целая эпоха истории русской гражданственности, отмеченная его беспримерной государственной и благотворительной деятельностью в таких важнейших социальных сферах жизни, как призрение сирот, больных и престарелых, в народном образовании и здравоохранении. Как государственный деятель эпох Николая I и Александра II принц состоял на самых разных должностях: член Государственного совета, председатель Департамента гражданских и духовных дел, Главноуправляющий Ведомством императрицы Марии, президент Императорского Вольного экономического общества, основатель и председатель Русского общества международного права. П.Г. Ольденбургский выступил реформатором женского образования в России, был попечителем Императорского Коммерческого училища, Смольного и Екатерининского институтов, Александровского лицея, Женского института принцессы Терезы, ряда гимназий и школ. В 1835 году на свои средства он основал Императорское училище правоведения, созданием которого вписал своё имя золотыми буквами в историю русского права XIX столетия. Петр Георгиевич открывал на свои средства сиротские приюты и школы, инициировал и большей частью финансировал строительство Детской больницы на Лиговском проспекте, названной в его честь (ныне больница им. Раухфуса), в течение 40 лет возглавлял Мариинскую больницу для бедных.

Многогранная успешная деятельность П.Г. Ольденбургского с глубоким уважением и признательностью воспринималась как простыми людьми из народа, так и сильными мира сего. Его жизнь является напоминанием о том, что существуют такие понятия, как закон, справедливость, милосердие и сострадание. «Рыцарь до мозга костей, идеал милосердия, честности и благородства..., он на своём личном примере показывал, каков должен быть человек в истинном смысле этого слова...»

В цикле «Век Романовых: принцы Ольденбургские» Юрий Пантелеев соединяет настоящее и прошлое, сочетая на одной фотографии два изображения: основное - современная съёмка, дополнительное - архивная фотография. Старинные изображения выполнены придворным фотографом Карлом Буллой. Автор показывает красоту архитектурных форм значимых для семьи Ольденбургских зданий, которые сохранились до наших дней. Большинство работ серии монохромны и выполнены в тоне сепии, с коричневым оттенком. Это решение темы Ю. Пантелеевым создаёт атмосферу конца XIX - начала XX веков.

Работы Ю. Пантелеева отличаются оригинальностью приёмов фотосъемки, отточенной композицией, владением светотенью. Его фотокартины имеют необычный ракурс, всегда несут большой объём информации и обладают глубоким философским смыслом. Этот симбиоз рождает множество глубинных образов, символов, понятий. Творчество Юрия Пантелеева вызывает у зрителя неизменный интерес, желание рассматривать фотографии, погружаться в загадочную атмосферу созидательной фантазии автора.

Аристократы духа на фоне города

Цель выставки «Аристократы духа на фоне города» - выразить в художественно-психологических портретах известных деятелей литературы и искусства Санкт-Петербурга, передать их духовно-творческий потенциал. Позиция автора состоит в том, чтобы уйти в своих творческих работах от навязшего в зубах ложно-красивого гламура в область образно-психологического портрета. Но при этом не впасть в другую крайность – простецкого портрета, в котором сложно разглядеть неординарную личность.

Петербургские аристократы духа неразрывно связаны с необыкновенным городом на Неве, таким же сложно-психологическим, как и в произведениях Ф.М. Достоевского. Они живут и творят в пространстве этого города. В портретах фотохудожника город часто играет роль такого же действующего лица, как портретируемый, и работает на раскрытие образа. Духовно-творческий человек взаимодействует с городом, общается с ним и выходит из него.

Фотовыставка «Аристократы духа на фоне города», представленная в Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы, включает как известные чёрно-белые работы автора, выполненные на бромосеребряной бумаге, так и цветные, сделанные за последние два года. Юрий Пантелеев в своём подходе к современной фотографии следует традициям реалистического и тонко-психологического портрета, который заложил ещё Карл Булла.

Фантасмагории

Галерея фотографий Юрия Пантелеева «Фантасмагории»

Настроение

Галерея фотографий Юрия Пантелеева «Настроение»

Тени на песке

Галерея фотографий Юрия Пантелеева «Тени на песке»

Натюрмотры

Галерея фотографий Юрия Пантелеева «Натюрморты»

1