Портреты Леонида Мозгового – это одновременно и образы его ролей и судьбы его героев. На страницах этой книги Леонид Мозговой предстаёт рядом с портретами тех выдающихся поэтов и писателей, произведения которых он исполняет в своих спектаклях. И по художественному замыслу становится сопричастным галерее образов этих людей, с их непростым жизненными и творческими путями. Психологический портрет передаёт и образ личности, и образ мысли, а в конечном счёте – судьбу человека и, очень часто, судьбу художника.
С Леонидом Павловичем Мозговым, я познакомился случайно – если можно назвать случайностью встречу двух людей, занимающихся творческой деятельностью, в творческом месте, а именно в выставочном зале Союза художников России на Охте. Осматривая картины и фотографии, Леонид Мозговой подошёл к серии моих работ и стал внимательно изучать их. Переводя взгляд от одной работы к другой, он задержался на портрете поэта Евгения Раевского. А я стоял рядом и, конечно, узнал актера. Фильмы Александра Сокурова «Телец» и «Молох», в которых Леонид Мозговой тонко и по-актёрски неожиданно сыграл заглавные роли, я смотрел, и не один раз. Да и внешность у Мозгового незаурядная, запоминающаяся. Я задал Леониду какой-то вопрос разговор сразу завязался. При этом я вспомнил, что фотографировал его давно на вечере, посвящённом Царскосельскому лицею, где Леонид Мозговой читал стихи Пушкина. У меня остались даже негативы этой съёмки. Я рассказал смешной момент, о том, как моя вспышка (ну что поделать!) мешала одному любителю поэзии – и он очень «шипел» на меня. Леонид посмеялся и так, за разговором, предложил мне пригласительный билет на свой спектакль «Сон смешного человека».
Действие спектакля происходит в реально существующем доме, как в XIX веке говорили на «Петербургской стороне» – в такой же реально существующей квартире. Зрители поднялись по лестнице и вошли в полутёмную переднюю квартиры, освещённую лишь слабым огарком свечи на медной подставке. И произошло таинство соприкосновения с миром Ф.М. Достоевского.
Нас встретила прислуга и, что-то любезно приговаривая, провела в комнату без окон, всю задрапированную тканями, со старинной печкой, сундуком и зеркалом со столиком, на котором мерцали свечи, едва освещая зрителей. Появился странный, смешной человек.
Фантастический рассказ «Сон смешного человека», как мне кажется, глубоко трагично повествует об очень одиноком, нервном и искреннем человеке, которому бывает стыдно даже за свои мысли, а не то что поступки. Его искренность и непосредственность наталкивается на непонимание, насмешки, а сам герой в этом «сне» пытается охватить вселенский смысл самого существования человека. «О, теперь жизни и жизни! Да, жизнь, и – проповедь! Я иду проповедовать, я хочу проповедовать – что? Истину. Он видел её своими глазами, видел её славу! Кроме того, он возлюбил всех, больше всех, которые над ним смеются».