Однажды, году так в 2006, находясь в состоянии очередного подъема вдохновения, вдруг ясно почувствовал неудержимое желание фотографически иллюстрировать поэзию Блока. Парадоксально, но Александр Блок в творчестве поэтически импрессионистичен и многосторонен, а строфы его литературных произведений одновременно наполняются видимыми образами.
Читал блоковские строки и осознавал – в воображении ярко возникают визуальные сцены. При всей акварельности, тонкости и глубокой метафоричности, создаваемых поэтом образов, в его стихах всегда чувствовалась некая пронзительная мысль, которую можно передать фотографией. Одним кадром, одной картиной.
Конечно, можно было бы изобразить путь создания композиции методом наложения и «размывов» нескольких изображений, переходящих друг в друга, взаимосвязанных содержанием и тканью стиха. Однако подобный подход стал бы явным навязыванием зрителю и читателю собственное видения поэтического произведения. А мне хотелось в одной картине показать основную доминантную, поэтическую точку, от которой, возможно, отталкивался поэт.
Такой - Александр Блок, истинно петербургский, меланхоличный и страстный, греховный и мучимый сложными, почти неразрешимыми, вопросами многострадальной Родины, загадочностью любви и метаморфозами истории. Поэт, который создавал целые поэтические циклы: «Стихи о Прекрасной Даме», «Город», «Родина», поэмы «Возмездие», «Двенадцать» и другие… Невозможны в полной их иллюстративности. Например, в большом, сложном, философском и, историко-полемическом стихотворении «Скифы».
Я решил, что образ России невероятно точно, поэтически мощно, являясь вершиной стихотворения, выражен именно в этом четверостишье:
Россия-Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!