Пленочная фотография

Юрий Пантелеев

Плёночная фотография — фотографический способ получения статичного изображения объекта, использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на светочувствительных материалах, в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса.

В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы — фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.

Пленочная фотография отличается от цифровой на самом деле немного. Основная разница заключается в способе записи информации — цифровой фотоаппарат записывает информацию с матрицы на флэш-карту, а пленочный — на пленку, причем напрямую, минуя всякие дополнительные сенсоры. В самом же процессе фотографирования различия между ними минимальны.

И у того и у другого способа фотографирования есть свои плюсы и минусы.

Пленочная фотография использует камеры, которые гораздо легче, к тому же они еще и потребляет меньше энергии. Это большой плюс для тех, кто увлекается туризмом и часто бывает в удаленных от цивилизации местах.

Пленочная фотография использует фотопленку, которая обладает гораздо большим динамическим диапазоном. Это значит, что фотографу в большинстве случаев не придется выбирать, что именно в кадре должно получиться — источники света или то, что они освещают. Более того, пленочная фотография, в отличие от цифровой, не приводит к появлению крупных ореолов вокруг источников света, к тому же она не дает цифровой шум при съемке на длительных выдержках.

Пленочная фотография обладает еще одним преимуществом — работа на высоких чувствительностях ISO. Увеличение светочувствительности, как для пленочной фотографии, так и для цифровой, ведет к ухудшению качества (зернистость в случае с пленочной фотографией и цифровой шум в случае с матрицей). Но зернистость пленочной фотографии гораздо меньше портит общий эффект, чем разноцветные пятна, рожденные полупроводниковыми элементами. С другой стороны, у владельцев цифровой техники есть неоспоримое преимущество, позволяющее им менять этот параметр в процессе фотосессии. Между тем заменить пленку с одним значением ISO на другую не так-то просто — необходимо «дощелкать» старую пленку, если нет желания пожертвовать оставшимися кадрами.

У цифровых камер есть установки баланса белого, которые позволяют камере распознать, как белый цвет будет выглядеть при различном освещении, и правильно отобразить все остальные цвета. В случае с пленочной фотографией все обстоит по-другому. Практически все фотопленки, имеющиеся в широкой продаже, рассчитаны на съемку при дневном освещении. Поэтому, фотографируя в помещении при искусственном освещении, вы получите кадр с нарушенным цветовым балансом. Однако исправить цветопередачу можно в процессе печати.

Пленочная фотография обладает еще одним недостатком — невозможностью оперативно контролировать результаты съемки и вносить необходимые коррективы. Необходимо сначала проявить пленку, и только после этого станет виден результат. Цифровые фотоаппараты избавляют фотографа от этих трудностей и обеспечивают немедленный доступ к любому кадру.

Самый серьезный минус, который имеет пленочная фотография — это цена расходных материалов. В отличие от многоразовой флэш-карты, фотопленку можно использовать только один раз. Цена пленки на 24 кадра начинается от 70 рублей — это достаточно много, особенно если не снимать бездумно все подряд. Испорченный кадр удалить нельзя, а слегка недоработанный отредактировать гораздо сложнее — его придется сначала отсканировать. С цифровыми фотографиями все гораздо проще.

Пленочная фотография против цифровой — это классический пример священных войн. Часть фотографов считает, что качество снимка цифровой камерой не идет ни в какое сравнение с пленочным отпечатком, часть — что пленочная фотография и цифровая равны.

На самом деле такое сравнение просто некорректно. Конечно, пленочная фотография в определенных условиях способна получать гораздо более качественные результаты, особенно если речь идет о профессиональной съемке, или съемке для полиграфической печати — например, на плакаты. Но для этого используется специальная техника со специальной оптикой — и цены на нее начинаются от нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов.

Для пользовательского сегмента имеет смысл рассматривать совершенно другие параметры — удобство использования, качество съемки в обычных (не идеальных) условиях. А тут — пленочная фотография и цифровая практически не различаются.

Широта динамического диапазона пленочной фотографии нивелируется неизбежными потерями качества при сканировании и недорогой печати. Дешевизна камеры для пленочной фотографии сводится на нет ценой расходных материалов, а удобство цифровой камеры — ее ценой.

Поэтому при выборе стоит обращать внимание на самый простой критерий — какое количество сил вы готовы вложить в каждый снимок. Пленочная фотография потребует гораздо больших усилий — но и шансов получить отличный результат станет намного больше. Цифровая фотография позволит не думать о том, где и что снимать, но заставит задуматься о деньгах.

Вывод: пленочная фотография заслуживает внимания, только если есть желание попробовать выразить свои художественные наклонности в фотографии, а денег на покупку цифровой зеркальной фотокамеры нет.


26.09.2016

Разместить комментарий

Рубрики

Мои авторские фильмы

Новое в блоге