Фотосъемка

Для большинства фотолюбителей, имеющих дело с компактной автоматической камерой, собственно фотосъемка - элементарное действие, едва ли не самое простое во всей технологической последовательности изготовления снимка. Между тем именно техника фотосъемки является весьма ответственным и вовсе не таким простым процессом, как может показаться.

Для профессиональных фотографов, на чей опыт можно и нужно постоянно ссылаться, очень часто более важна «чистая» техника фотосъемки, которую они предпочитают любым техническим трюкам при доработке фотоснимка на компьютере. Уже во время подготовки в воображении мастера складывается окончательная картина, тот самый фотоснимок, который мы потом увидим отпечатанным на бумаге. Фотохудожник стремится в максимальной степени сохранить этот замысел, применив свой опыт техники фотосъемки, а вовсе не изменять его в ходе компьютерной обработки кадра. Живое впечатление, интуиция, живая мысль - вот самые важные инструменты работы фотографа, а вовсе не совершенная техника фотосъемки, набор оптики или осветителей. Техника фотосъемки лишь необходимое дополнение, продолжение взгляда фотографа, как кисть продолжение руки живописца или перо - воображения поэта.

Но если техника фотосъемки применяется неправильно, то о творчестве говорить не приходится. Для того, чтобы выразить методами фотографии свои впечатления, свое настроение, свой взгляд на мир, фотограф обязан уметь хорошо применять технику фотосъемки. В данном смысле под словами «уметь хорошо применять технику фотосъемки» имеется в виду получение совершенной в техническом отношении фотографии.

В том, что специально учиться применять технику фотосъемки, в том смысле, который обычные фотолюбители вкладывают в понятие фотосъемки, не обязательно, мы абсолютно уверены. Однако возьмите в руки свой фотоаппарат и сделайте самый рядовой снимок - точно такой же, какой делали вчера, позавчера или неделю назад. Камера у Вас цифровая, компактная, лишенная оптического видоискателя. Вы держите ее на вытянутых руках перед собой, всматриваясь в дисплей электронного видоискателя… Что здесь не так?

Первое и едва ли ни главное, с чего начинается Ваша личная техника фотосъемки - одной или двумя руками вы удерживаете камеру? Современные «компакты» имеют очень небольшие размеры и вес. Их корпус сконструирован таким образом, что камеру удобно держать в правой руке. Именно по этой причине объектив сдвинут влево и здесь же, в левой части передней панели камеры, установлено окошко встроенной вспышки.

Однако снимать одной рукой далеко не лучшая техника фотосъемки, чтобы получить резкий и правильно экспонированный снимок. Дело в том, что полусогнутая в локте рука - слишком неустойчивая опора. Она подвержена естественным едва заметным перемещением, которые могут повлиять на резкость снимка, поскольку это перемещение может прийтись именно на момент срабатывания затвора. Далее - под большим пальцем правой руки на корпусе компактной камеры находятся кнопки управления системным меню. Техника фотосъемки, когда надо удерживать камеру пальцами одной руки и одновременно нажимать кнопки введения экспозиционной поправки, включения-отключения вспышки или выбирать опцию меню либо – далеко не самая лучшая.

Правильная техника фотосъемки требует снимать (даже самым небольшим по размерам фотоаппаратом) двумя руками. При этом указательный и большой пальцы левой руки обхватывают корпус камеры сверху и снизу, а три оставшихся пальца поджимаются к ладони таким образом, чтобы случайно не заслонить объектив и окно фотовспышки.

Как только мы разгрузим правую руку, то сразу получим дополнительную степень свободы. Большой палец правой руки может свободно оперировать кнопками на задней панели камеры и диском переключения автоматических режимов (он может располагаться на верхней панели, рядом с контрольным дисплеем или на правой грани корпуса фотоаппарата - в зависимости от конкретной модели), указательный - нажимать на кнопку спуска и управлять кольцевым рычагом трансфокатора. Помимо этого две согнутые в локтях руки образуют гибкую, но все же достаточно устойчивую и, что важно, хорошо контролируемую опору для камеры. Удерживать фотоаппарат неподвижно во время срабатывания затвора становится заметно легче.

Правильная техника фотосъемки зависит от положения самой камеры. Если камера располагается перед лицом, чуть выше уровня глаз, на некотором расстоянии от лица фотографа - то это неверное положение. Идеальным было бы такое же положение камеры, которое мы используем при визировании кадра через телескопический видоискатель. Объектив камеры - продолжение глаза фотографа.

Если Вы планируете заниматься творческой фотографией (а в этом случае техника фотосъемки имеет огромное значение), то из двух равных по своим техническим возможностям камер выбрать лучше ту, что больше размерами. Если же камера приобретается исключительно для бытовой съемки и, тем более, для съемки в путешествиях, то предпочтение следует отдать компактным автоматическим фотоаппаратам.

Опытные фотолюбители рекомендуют начинающим сразу после приобретения цифрового фотоаппарата приобрести и штатив. Техника фотосъемки с применением штатива бывает очень полезна, а при некоторых видах съемки - просто незаменима. Например, при съемке себя самого с использованием автоматического таймера, при макросъемке - когда необходимо зафиксировать камеру на небольшом расстоянии от снимаемого объекта, и т.д.

Но и при обычной съемке - пейзажной, архитектурной, портретной - штатив будет крайне полезен. Техника фотосъемки с применением штатива в этом случае позволяет неспешно выстроить композицию кадра, оценить освещенность, цветовую картину. Штатив - лучшее средство от присущей начинающим фотографам поспешности. Но главное назначение техники фотосъемки со штативом - устранить влияние непроизвольного перемещения камеры фотографом в момент срабатывания затвора.

Компактный фотоаппарат рассчитан больше на событийную и бытовую съемку. Творчеством же лучше заниматься с зеркальной камерой. Техника фотосъемки с использованием именно этого класса фотоаппаратуры предоставляет фотолюбителю наибольшие возможности.

Новые модели зеркальных камер имеют удивительно компактные размеры. Это неизбежное следствие маркетинговых тенденций последнего времени - потребители предпочитают компактные камеры, не желая при этом отказываться от преимуществ фотоаппарата с зеркальным видоискателем. Но техника съемки этими фотокамерами имеют и обратную сторону.

Маленькую «зеркалку» трудно удерживать в руках. Правда, сама конструкция камеры подразумевает технику фотосъемки двумя руками, а не одной, как в любительских компактах. Правая рука при этом охватывает массивный прилив. Указательный палец лежит на спусковой кнопке, большой - на кнопках управления (их обычно несколько). Левая рука обхватывает корпус камеры снизу, а пальцы лежат либо на кольце изменения фокусного расстояния зум-объектива (ближайшее к корпусу камеры кольцо) или на кольце фокусировки. Камера располагается вплотную к лицу фотографа.

Одно из несомненных достоинств зеркальной фотоаппаратуры - системность. К каждой камере компания-производитель выпускает целый набор (он-то и называется "системой") аксессуаров и дополнений. Техника фотосъемки с применением некоторых из них для творческой работы будет весьма и весьма полезной.

Набор объективов и набор навинчивающихся (лучше резиновых) бленд - вот стандартный комплект активно снимающего фотографа. В этот набор должны входить, как минимум, три объектива. Широкоугольный с фокусным расстоянием в 28 или 35 мм (в приведенном к узкой пленке значении), нормальный 50 мм (с углом зрения в 90 градусов) и умеренно длиннофокусный с фокусным расстоянием в 85 или 100 мм (его применяют в портретной съемке). Однако техника фотосъемки в данном случае предназначена не для начинающего, а для опытного фотолюбителя, который знает, чего хочет добиться в своих занятиях фотографией. Соображения престижа или поиск выгодного вложения денег здесь абсолютно неуместны. Хорошей дорогой камерой в наше время уже никого не удивишь, а цифровая аппаратура недолговечна и обесценивается моментально. Так что техника фотосъемки зеркальным фотоаппаратом и комплект оптики нужны только творческому человеку - для работы или для любимого увлечения, но не более того…

Не следует забывать об основном преимуществе цифровой камеры - результат съемки можно просмотреть сразу после срабатывания затвора. Детали проще рассмотреть через лупу (небольшая складная лупа много места в фотосумке не займет, но может оказаться очень полезной). А в случае неудачи кадр во многих случаях можно тут же переснять…

Техника фотосъемки предполагает общее правило для фотолюбителя, снимающего недорогой компактной цифровой камерой - включив фотоаппарат, не забудьте тут же перевести объектив в промежуточное положение, соответствующее среднему значению фокусного расстояния. Именно в этом положении оптика фотоаппарата достигает максимальных характеристик. И техническое качество снимка будет для данного фотоаппарата максимально возможным.

Техника фотосъемки несложна в освоении и доставляет фотолюбителю немало удовольствия. Но все же относиться к ней надо с полной серьезностью, чтобы избежать самых простых, но и самых, к сожалению, частых ошибок. Правила техники фотосъемки элементарно просты - держать камеру крепко, не допуская ее перемещения в момент срабатывания затвора, правильно выстраивать композицию снимка, точно фокусироваться на снимаемом объекте и умело применять тот инструментарий, которым наделен современный пленочный или цифровой фотоаппарат.

Портретная фотография

27.09.2016

Художественная портретная фотография не сразу стала самостоятельным искусством. Начав с откровенного заимствования приемов портретной живописи, она длительный период находилась под ее влиянием. Лишь с прогрессом фототехники наступила ее эмансипация. Фотохудожники доказали свое право сознательно в...

Поза для фотографирования

27.09.2016

Правильно выбранная поза для фотографирования способна запечатлеть неуловимые мгновения нашего душевного состояния. Никакой моментальный набросок не может в этом превзойти моментальный снимок.

Человек — объект подвижный, изменчивый. Но случайные, мимолетные позы для фотографирован...

Освещение лица

27.09.2016

Из учебников известно, что односторонним, без подсветки, освещением лица трудно выявить его формы с необходимой объемностью. От света, резко направленного сверху, появляются нежелательные тени в глазницах, под носом и подбородком; от направленного снизу — другие грубые тени.

При о...

Портретная характеристика

27.09.2016

Искусство фотохудожника в создании фотопортрета самым непосредственным образом связано с таким понятием, как портретная характеристика. «В искусстве прекрасно только характерное»,— говорил французский скульптор Роден. Основу типического портретного образа составляет обобщение. О...

Фотопортрет. Виды и формы

27.09.2016

Многие вопросы фотоискусства еще остаются областью общих фраз и субъективных оценок. Достаточно сказать, что даже в определении видов фотопортрета существует произвольная классификация. Так, например, в одном методическом указании к программе фотокружка для начинающих предлагается: «Рассказ...

Рубрики

Мои авторские фильмы