Искусство фотохудожника в создании фотопортрета самым непосредственным образом связано с таким понятием, как портретная характеристика. «В искусстве прекрасно только характерное»,— говорил французский скульптор Роден. Основу типического портретного образа составляет обобщение. Однако типического образа не создать, если он не вберет в себя какие-то характерные частности портретной характеристики.
Человек как объект изображения — не только представитель определенной социальной группы, но и отдельная индивидуальность. Можно нарисовать портрет человека вообще, но нельзя изобразить конкретную личность, игнорируя особенности ее внешнего облика, что можно реализовать только путем портретной характеристики. Внешнее, будь то физические черты, костюм или манера держаться,— выразительный показатель внутреннего.
Классическим примером гениального использования портретной характеристики является картина И. Е. Репина «Государственный совет» — целая портретная галерея человеческих типов. Говоря словами В. В. Стасова, мы видим «собрание бесстыдных изобретателей мерзости и преступлений». В реальной действительности, то есть в день заседания совета, эти люди, возможно, выглядели иначе. Но гений наблюдательного художника показал их, допустив сатирическое обобщение. Великий художник достиг этого благодаря острой портретной характеристике каждого образа.
Что же такое портретная характеристика?
Вот как портретную характеристику понимал выдающийся русский художник — непревзойденный мастер психологического портрета В. А. Серов: «Любое человеческое лицо так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достойные художественного воспроизведения,— иногда положительные, иногда отрицательные. Я, по крайней мере, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той портретной характеристикой, которую из него можно сделать на холсте... Поэтому меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры».
В. А. Серов действительно отличался необыкновенным умением использовать портретную характеристику, проникать в глубины душевного мира своих моделей. О его портретах Валерий Брюсов писал, что они «срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями».
Итак, вникать в «сокровенный смысл лица», чтобы раскрыть психологию человека, дать его портретную характеристику, всегда было творческой целью выдающихся портретистов живописи. И фотохудожнику никогда не мешает учиться у них психологическому проникновению в образ.
Творчество Серова представляет особый интерес еще и потому, что ранние его портреты написаны не столько в цветовой гамме, сколько в тональной. «Таковы, например,— пишет исследователь,— портреты Ермоловой, Горького, Ливен, М. А. Морозова, портретная характеристика которых построена на контрастах нескольких больших тональных отношений, довольно близких друг к другу по своим цветовым качествам...».
Изучая произведения русских живописцев, немало полезного в создании портретной характеристики можно извлечь также из творческого опыта П. Федотова или, скажем,— В. Маковского. Эти художники — наиболее «фотографические» в смысле острого наблюдения жанровых сцен. Федотов мог извлекать значительный социальный смысл из самого обыденного житейского эпизода. К тому же благодаря большому композиционному дарованию оба мастера умели давать своим персонажам точную портретную характеристику и на картинной плоскости.
Портретная характеристика на полотнах кисти выдающихся художников совмещают достоверную передачу черт наружности с глубоким проникновением в душевный мир человека. Изображение характеров — одно из средств исследования общества. Известно немало изображений великих людей, портретная характеристика на которых стала их биографией-характеристикой.
Портретная характеристика выступает убедительнее, если она одухотворена творческой волей мыслящего художника. «Подлинный портретист,— писал народный художник СССР К. Юон,— дает не столько изображение глаз портретируемого, сколько стремится передать его взгляд, он изображает не рот своей модели, а движение губ, передает не столько наружный облик позирующего, сколько ищет выражение его характера, отражение его внутреннего существа во внешних чертах».
Может ли фотограф, пользуясь фотографической техникой, достигнуть подобной портретной характеристики? Ведь известно, что некоторые живописцы отказывают фотографии в способности обобщения и образного истолкования действительности. Они видят преимущество живописца прежде всего в том, что, истолковывая факт, он домысливает его.
Да, фотопортрет исключает домысел — он отображает лишь конкретную реальность. И все же это нисколько не ограничивает возможностей фотографии как искусства, нисколько не снижает возможность создавать портретную характеристику, усиливая тем самым идейно-художественного воздействия фотопортрета.
Некоторые художники не склонны признавать фотографию самостоятельным искусством. Впрочем, это не мешает им считать искусством свои... старательные перерисовки фотоснимков. Говорят, что фотографы и живописцы поделили между собой творческие качества: фотографы взяли себе зоркость, а живописцы — воображение.
При всех суждениях одно несомненно: всякое произведение реалистического искусства представляет собой единство отвлеченного замысла и конкретных наблюдений. Принципиальная цель фотографа та же, что и живописца: используя портретную характеристику, создать портрет-образ. Живописец пишет картину по эскизам и этюдам. Создавая портретную характеристику, он может перерабатывать материал натуры, усиливать экспрессию отдельных черт лица. Фотография не допускает синтезирования. Нельзя документальное изображение подменить монтажной аппликацией, составив лицо человека из нескольких кадров.
Портретная характеристика человека на фотопортрете — также итог авторских раздумий, развитой наблюдательности, композиционного чутья. Все ли знают, какими творческими муками достается создание этой портретной характеристики? Десятки предшествовавших ему кадров носят характер тех же своеобразных этюдов. Не будь их, фотомастер не смог бы получить, наконец, тот единственный снимок, который назовет законченной работой.
Фотохудожник не просто воспроизводит натуру — он также выражает свое отношение к ней. Давно изжила себя легенда о холодном бесстрастии объектива. В том убеждают лучшие фотопортреты. Достаточно посетить любую современную фотографическую выставку, чтобы видеть, что фотограф может быть хорошим психологом и как портретист может в портретной характеристике выражать очень тонкие нюансы своего поэтического восприятия человеческой психологии, может конкурировать с гравюрой и законченным рисунком, художественно вводя соответственные технические элементы в свое произведение.
Тот же великий Репин надписал на своем фотопортрете: «...я не нахожу слов для похвалы фотографу. Сильный фон, черный цвет необыкновенно приятен... И с таким вкусом напечатано, в меру...».
Похвальные отзывы можно умножить, но, разумеется, не в них дело. Художественный фотопортрет должен давать портретную характеристику, раскрывать индивидуализированный человеческий характер. Чтобы добиться этого средствами фототехники, необходима особая зоркость, соединенная с опытом и вкусом. Фотографируя человека, мастер ищет главную, определяющую черту его характера. Выделять в лице существенное — единственно закономерный путь к созданию правдивой портретной характеристики.
Индивидуальные признаки лица многообразны и каждое имеет свою объемную форму. Задача состоит в том, чтобы выразить эту форму тактично, не доводя до шаржа. Портретная характеристика подразумевает не утрирование физического склада, а пластичное выделение того главного, что делает людей непохожими друг на друга. Суть портретной характеристики — сохранить нерасторжимое единство индивидуального и типического.