Поза для фотографирования

Юрий Пантелеев

Правильно выбранная поза для фотографирования способна запечатлеть неуловимые мгновения нашего душевного состояния. Никакой моментальный набросок не может в этом превзойти моментальный снимок.

Человек — объект подвижный, изменчивый. Но случайные, мимолетные позы для фотографирования еще ничего не говорят о нем. «...Движения должны быть вестниками души того, кто их производит», — напоминал Леонардо да Винчи.

Действие в дополнение к позе для фотографирования усиливает портретную характеристику, раскрывает новые грани характера. Что ни личность, то свои привычки двигаться, жестикулировать, наклоняться. Присмотритесь, как люди сидят и слушают: один откинулся назад и спрятал руки за спину, другой сложил их на груди, третий оперся на кулак или обхватил колено.

В свое время замечательный русский художник П. А. Федотов составил серию специальных зарисовок «Как люди садятся». Изучать особенности движения человека, позы для фотографирования входит и в задачу фотопортретиста.

Типично «мужской» позой для фотографирования считается заложенная нога за ногу. Но, вероятно, найдутся еще и иные. Только никогда не надо повторяться, усаживая свою модель. Разве не шаблоном стала поза для фотографирования с рукой, приложенной к щеке? Есть и другого рода штампы. Природа наградила человека энергией, оптимизмом, жизнерадостностью. Некоторые фотографы, почувствовав эти свойства характера в своем персонаже, почему-то изображают его беспричинно улыбающимся бодрячком. Это, несомненно, снижает образ.

Движущийся человек, непрерывно меняющий свое положение, изменяется и в зрительных представлениях о нем. Вот почему здесь все решает верно выбранная поза для фотографирования. Очень важно зафиксировать движение так, чтобы избежать фазы перехода одной позы в другую. Их совпадение порождает статичность и даже причудливость запечатленного положения.

Общее требование к позе для фотографирования — передать естественное живое движение — относится прежде всего к поясному и фигурному портрету. В этих видах изображения особенно необходимо единство позы для фотографирования, жеста и взгляда.

М. Елин. П. С. Столярский (1939)

Обратите внимание на портрет профессора П. С. Столярского работы одесского фотографа М. Елина. Облик известного музыкального педагога определен верно найденной позой для фотографирования. Эта поза для фотографирования выразительно передает грузность старческой фигуры. Наблюдательный мастер подчеркнул ее положением рук, опирающихся на колени. Здесь они — смысловой и зрительный центр. Автор не соблазнился нарочитым освещением и ретушью, к чему нередко прибегают работники съемочных ателье. Вкус и доброжелательное чувство к человеку способствовали углубленной трактовке образа.

Поза для фотографирования может много сказать о персонаже. Даже не видя лица, мы способны догадываться о действиях и намерениях человека. Особенно в том убеждают жанровые сюжеты.

Выразительность позы для фотографирования не следует понимать как ее экстравагантность. Напротив, только простота, естественность, непринужденность позы для фотографирования создают жизненную достоверность. Именно это имел в виду А. М. Горький, писавший И. И. Скворцову-Степанову: «Художнику... необходимо застигать людей врасплох и отнюдь не в позах для прелестного фотографического снимка» (письмо от 30 ноября 1927 года).

Выбор позы для фотографирования — камень преткновения для многих портретистов. Не все умеют находить непринужденное, живое положение фигуры. Поэтому часто предпочитают компромисс: поколенный портрет заменяют менее сложным — бюстовым или головным.

С позой для фотографирования тесно связано и положение головы. Устанавливая ее поворот или наклон, следует учитывать асимметрию лица. Между тем фотограф не всегда показывает ту часть лица, которая более характерна для человека.

Запечатлеть позу для фотографирования — не просто зафиксировать какое-то движение. Нужно еще уловить такую его фазу, которая глубже раскрывает внутреннее состояние человека.

— Почему в результате, может быть, напряженного труда художника порой рождаются скучные, неинтересные портреты? — задавался вопросом наш известный живописец Павел Корин.

И отвечал:

— Во время позирования устает и сам портретируемый, и художник, зачастую попадая под власть этой уставшей натуры, не может сохранить в своей памяти то главное, что увидел в человеке.

Фотографу, а тем более фотожурналисту, не угрожает такая опасность. Ему достаточно доли секунды, чтобы запечатлев позу для фотографирования в том движении, которое присуще данному человеку.

Практика студийной съемки знает понятие «позировочный портрет». Им как бы подтверждается право профессионала на режиссуру. Но оно не сводится к тому, чтобы заставить человека принять ту или иную позу для фотографирования. При всех условиях фотограф должен сохранить присущее человеку естественное положение.

Особенно необходимо избегать достижения какой-то определенной позы для фотографирования детей. Любовь к ним не должна переходить в приторную слащавость, чем нередко грешат иные профессионалы из бытовых ателье. Совершенно незачем и прихорашивать ребят — иначе они обращаются на снимках в чрезмерно благонравных, сверхопрятных кукол. Ребенок непоседлив. Чтобы запечатлеть его в живом движении, нужно отказаться от приемов съемки, применяемых со взрослыми. Одно появление «дяди с аппаратом» не столько отвлекает, сколько настораживает.

Видимо, фотографировать детей лучше всего во время игр, или когда они настолько увлечены, что не замечают фотографа. Учитывая возраст и рост, нередко приходится выбирать позу для фотографирования с уровня пояса или даже с колена. И наконец последнее: снимать надо издали длиннофокусной оптикой.

Когда объектом съемки становится оратор, лектор, поэт или артист, при выборе позы для фотографирования нельзя оставить без внимания их жесты. Движения рук красноречиво говорят о профессии.

Образ Маяковского особенно впечатляет в тех снимках, где выбрана поза для фотографирования, при которой показана вся фигура поэта-трибуна. В сравнении с головным портретом фигурный дает более полное представление о внешнем облике. Достойно сожаления, что наши фотомастера редко обращаются к позам для фотографирования человека в рост.

Между тем еще В. Стасов привлекал к этим позам для фотографирования внимание. Впервые обнаружив дагерротип Гоголя, сделанный в конце 1845 года (заметьте, дагерротип!), он отмечал, что «фигура писателя в высшей степени интересна и характерна. И притом выбранная поза для фотографирования — поворот головы и глаз, взгляд — для каждого из нас дала что-то новое, еще невиданное, мы Гоголя никогда еще таким не знавали и не представляли себе».

А. Родченко. Портрет матери (1924)

В 1958 году на международной выставке в Будапеште экспонировался «Портрет старого фотографа» — работа известного чехословацкого фотомастера Иозефа Эйма (снимок публиковался в «Советском фото»). На нас смотрит человек, умудренный профессией и согнутый годами. И одно то, как выбрана поза для фотографирования, как он стоит и держит руку под жилетом, уже создает индивидуальную характеристику.

Лучшая поза для фотографирования та, которая вытекает из поведения портретируемого. Подметить индивидуальный жест или позу — это уже наполовину обрисовать характер... Перед фотографом — его мать. Кому, как не сыну, лучше понять душевный мир самого близкого ему человека? Он видит, как сдает зрение старой женщины, жадно тянущейся к печатному слову. Все чаще прищуривает она правый глаз под стеклышком очков. Не желая надевать их, читает через одно стекло... Эту позу для фотографирования, этот жест, ставший типичным, подсказал А. М. Родченко, сюжет психологического, полного лиризма портрета «Мать».

В. Песков. В Африке мороженое тоже холодное...?

Жестикуляция, как и поза для фотографирования,— активный элемент характеристики. Экспрессия жестов, мимики, взгляда особенно необходима в жанровом портрете. В фотографии жанровую сцену нельзя инсценировать. Она создается самой жизнью. Фотомастер должен показать взаимоотношения действующих лиц в узловой ситуации. Поза для фотографирования, при которой происходит пассивная фиксация происходящего, здесь недопустима.

Динамику движения выражает не только поза для фотографирования, но и мимика лица. Когда человек разговаривает, артикуляция органов речи заметно меняет форму губ и рта. Одновременно изменяется и взгляд, обычно направленнный на собеседника или слушателя. Мимика — своеобразный «жест» лица. В том можно убедиться по снимку В. Пескова «В Африке мороженое тоже холодное...?»

Е. Кассин. Юность

Нет ничего переменчивее выражения лица, отражающего смену мыслей и чувств человека. И первая задача портретиста — уловить в этой смене какую-то постоянную черту, характеризующую человека.

Взгляните на снимок Е. Кассина «Юность». Очень удачно выбрана поза для фотографирования. Привлекательное лицо жизнерадостной девушки запечатлено в тот самый момент, который придает облику наиболее выразительную характеристику. Ее дополняет легкая прядка волос, упрямо пересекшая щеку. Выбранная поза для фотографирования сообщает портрету удивительную жизненность. Перед нами поэтический образ, типичный для молодежи с ее порывами, мечтами и верой в будущее.


27.09.2016

Разместить комментарий

Рубрики

Мои авторские фильмы

Новое в блоге