Петербург – мир Достоевского. Что стоит за этим названием или, вернее сказать, за этим понятием? Можно сказать, что из-за географического местоположения города сложилась его необычная аура, окутанная туманами с частыми дождями. Во времена Ф.М. Достоевского в 50-е – 60-е годы XIX века Петербург стоял в окружении болот, поэтому климат здесь был «чахлый», сырой, «чахоточный». Этот климат, как-то удивительно, сочетался с архитектурой района Сенной площади, Крюкова канала, Коломны. А дворы-колодцы и обшарпанные доходные дома настраивали людей, живущих в них, на какой-то особенно философско-пессимистический взгляд на вещи и события, окружающие их.
Особенно выпукло и ощутимо Петербург предстает в романе «Преступление и наказание». Город красив, и одновременно холоден, безразличен к Родиону Раскольникову. А какая красота не холодна? Правда Достоевский утверждал, что красота спасет мир, завершая свою мысль словами князя Мышкина о Настасье Филипповне: «Ах, кабы добра она была! Все было бы спасено!». Так что же все-таки стоит за понятием «Петербург – мир Достоевского»? Не в расхожем представлении, а в глубоком, как целый, свой мир, непостижимого города.
Несомненно, что многие действующие лица – герои произведений Ф.Достоевского, живущие в Петербурге, есть плоть от плоти его. Они здесь рождаются, существуют, ликуют и страдают, рефлексируют и умирают. Загадочно-зыбкий город, обволакивает их существо будто туманом и как будто отражается в них. Люди сливаются с тревожно-прекрасным городом, они его дети. Он их фатум – судьба. Очень интересное взаимопроникновение художественно вымышленных героев в совершенно конкретные адреса и места Петербурга. Когда мы читаем произведения Великого автора, то невольно, сливаемся с персонажем, проникаемся его состоянием, настроением, входим и живем в том фантомном городе, который существовал 150 лет назад. Но теперь атмосферы того города почти не осталось, несмотря на это, при чтении романа нас захватывает погружение в ту эпоху.
Когда вчитываешься в глубокую по мысли литературу, с роковыми страстями, а порой и психологическим надрывом, происходящим в инфернально-психоделическом городе, окутанном туманами, изрезанным каналами и реками, то невольно попадаешь в мир Ф.М. Достоевского. Возникает чудесный коридор времени. И мы, пройдя сквозь него, оказываемся в декорациях вымышленного мистического города, фантастичного и одновременно реального.
Следуя воле автора, мы отождествляем призрачных героев Достоевского с реально существовавшими людьми. Известно, что у многих персонажей писателя были реальные прототипы. Характеры, которых автор волею своей фантазии изменял, подчиняя художественному замыслу своих произведений. Путешествуя, порой блуждая по закоулкам Петербурга, мы смотрим на город глазами Достоевского, понимая, что он видел его наяву. Писатель пропускал возникающие при этом эмоции, через свою душу, ум, сердце и вкладывал эти чувства в своих героев.
Замечательно, что он любил бродить бесцельно по Петербургу, запечатлевая его образы в своей душе, приобщая их к своему творчеству. Достоевский блуждал по самым сумрачным и отдаленным улицам Петербурга. Он останавливался, неожиданно пораженный взглядом или улыбкой незнакомца, которые остаются в его памяти, а также необычными чертами городского пейзажа, образом отдельного выразительного дома или же изгибом канала. В этих прогулках зарождалась та связь с городом, что создала замечательный образ Петербурга, который можно назвать пророческим.
В сентиментальном романе «Белые ночи» Ф.Достоевский говорит о странных уголках Петербурга, в которых все «освещается каким-то особенным светом» и «проживают странные люди-мечтатели».
Долгая жизнь в Петербурге отразилась на творчестве Достоевского, и северная столица получила в нем цельное и многообразное отображение.
Из богатого литературного наследия (около 30 романов¸ повестей и рассказов) можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета. В романе «Преступление и наказание» Петербург является полноправным действующим лицом трагедии, психологически воздействуя на поступки и решения героев. В душном, пыльном и жарком городе воспаленное воображение Родиона толкнуло его к роковому шагу. Некое мистическое влияние оказывал на душу и чувства мечтателя и «Петербург белых ночей», в тонком сочетании противоестественной красоты светлой ночи и узоров кованых решеток на каналах с последними отблесками зари в темной воде.
На Екатерининском канале сосредоточено действие романа «Преступление и наказание». На него выходит фасад дома, где жила Соня Мармеладова. Окна огромного дома старухи-процентщицы также выходили на «канаву». Тут же в Столярном переулке жил Раскольников. Вероятно, и действие «Белых ночей» следует искать на фоне Екатерининского канала, «Мечтатель забрел сюда из «отдаленнейшей части Петербурга». На набережной узкого и извилистого Екатерининского канала встретил он в белую ночь незнакомку, «облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала». Здесь, на скамеечке, происходили беседы героев романа.
Родион Раскольников после совершения преступления так же всматривался в воды Екатерининского канала и метался по его набережным, не зная, как «схоронить концы». «Через несколько дней, облокотясь о перилы Вознесенского моста обоими локтями и склонившись над водой, Раскольников всматривался в последние розовые отблески заката на воде, пока в глазах его не завертелись какие-то красные круги».
Поблизости от этих мест находится Юсупов сад, упоминаемый в «Преступлении и наказании». О нём размышлял, идя на убийство Раскольников. В него любил заходить его друг Разумихин. Снимал комнату Разумихин у самого Тучкова моста в пятиэтажном доме. На Тучковом мосту останавливался перед самоубийством Свидригайлов, хладнокровно решая вопрос, где ему лучше свести счеты с жизнью. Он покончил с собой на Петербургской стороне, на Большом проспекте, на углу Съезжинской перед Пожарной каланчой. На Петербургскую сторону заходил и князь Мышкин («Идиот») к знакомым Лебедева, на Гулярной улице, у них же останавливалась Настасья Филипповна.
Павловск является местом действия многих событий романа «Идиот». В районе Садовой вблизи парка находилась дача Епанчиных. Недалеко стояла дача, где жил кн. Мышкин. В аллее «темного парка» под высоким заметным деревом находилась зеленая скамейка – место свиданий Аглаи и кн. Мышкина. В старой церкви на Садовой улице, должна была состояться свадьба Настасии Филипповны. Все приведенные здесь места говорят о том, что Достоевский связывал психологической нитью судьбы своих героев с душой «самого умышленного города в мире». Таково выражение великого писателя.
Петербург, выросший из вековых болот, созданный при страшном напряжении народных сил, являл собой город, под площадями, улицами и домами которого Достоевскому чудился первоначальный хаос. Вот эти, дремлющие в недрах города силы хаоса, делают жизнь Петербурга, столь суетной, исключительно напряженной. И этот город, оказывается городом фантастики, превращается в призрак, в видение.
Водная стихия Петербурга приковывает внимание Ф.М.Достоевского. Нева, ее рукава и каналы играют большую роль в этих произведениях. Свинцовые воды Малой Невы, как бы вбирающие в себя неразрешимые вопросы жизни, поясняют нам неведомую тягу, которая влекла петербургских скитальцев Достоевского подолгу задерживаться на мостах и каналах. Мы часто застаем его героев, пристально всматривающихся в чернеющие воды.
Сложно охватить образ этого мистического и непостижимого города во всей его полноте. Петербург разнолик и равновелик, как в своей сумрачной, холодной красоте, так и в своем аристократизме, утонченности и мифологичности своего возникновения. Недаром существует Петербург Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Гоголя, а позже Блока, Ахматовой, Бродского и можно продолжать этот список очень долго. Несомненно, что туда войдут вдохновленные городом выдающиеся композиторы, художники, фотографы, артисты. Естественно то, что каждый из художников черпал в этом уникальном и Великом городе что-то свое, отдавая ему свою душу, пытаясь осознать и разгадать тайну Петербурга. И если вдруг чудо происходило, то это было чудо слияния с необыкновенным, неразгаданным городом.