Освещение лица

Юрий Пантелеев

Из учебников известно, что односторонним, без подсветки, освещением лица трудно выявить его формы с необходимой объемностью. От света, резко направленного сверху, появляются нежелательные тени в глазницах, под носом и подбородком; от направленного снизу — другие грубые тени.

При освещении лица на портретное сходство влияет не только распределение светов и теней по объемам лица, но и само положение головы. Если, скажем, наклонить голову вниз, то удлинится нос, а если дать глубокие тени с обеих сторон лица — значительно удлинится весь овал. Влияет даже площадь освещенной поверхности. Чем площадь больше, тем полнее кажется лицо.

Когда снимают на пленэре (открытом воздухе), то на освещение лица оказывает влияние также время суток, то есть угол падения солнечных лучей. Короткие полуденные тени (особенно при съемке на юге) заметно скрадывают пропорции головы и фигуры. Человек, снятый сверху в летний полдень, производит впечатление приплюснутого к земле.

Внешний облик портретируемого может стать совершенно неузнаваемым, если не соблюсти некоторых обязательных условий освещения лица во время съемки. Нельзя, конечно, предусмотреть все случаи зависимости от освещения; но те, которые прямым образом влияют на изменение сходства, должны учитываться в первую очередь.

Учебные руководства приводят немало примеров того, как освещение лица воздействует на трактовку портретного образа. Ограничимся одним элементарным, но достаточно показательным. Возьмем случай съемки при двух источниках света и при разном их размещении. Как в этом случае освещение лица сказывается на изобразительной характеристике портрета?

Все приведенные здесь снимки сделаны «Зенитом» (объектив F-135 мм, скорость затвора примерно от 1 /2 до 1/30 сек, пленка 45 единиц ГОСТа). Освещение лица искусственное: две лампы по 75 вт.

Рассмотрим первые три фотографии. Без нашей оговорки вряд ли вы согласитесь признать на них изображение одного и того же человека. Причина — разница в масштабах, тональности, положении головы и в самой расстановке светильников для освещения лица.

С передвижением источников света для освещении лица одни детали погружаются в тень, другие высветляются. Одновременно перемещаются блики и рефлексы на поверхности кожного покрова. Все это изменяет восприятие: лицо кажется худым или полным, молодым или старым, то есть наши представления о человеке складываются в самом противоположном направлении.

Вторая группа снимков не вызывает сомнений в объекте. Автор позаботился не просто об освещении лица, но и о выборе точки съемки и наклоне головы. Передний (лобовой) свет он оставил на том же месте, а задний (контровой) постепенно приближал, стремясь им отделить лицо от фона. При этом общая тональность снимков осталась одинаковой. Из-за отсутствия полутонов большая часть лица получилась плоской. В идеале же светописная передача объемных форм должна отличаться тонкой градацией светотеней. При постановочной портретной съемке такого освещения лица достигают моделирующим светом с помощью подсветки или отражателей.

Неравнозначна по результатам освещения лица и третья группа. Стоило отнести лобовой, рисующий, свет на далекое расстояние, как лицо потонуло в глубоком мраке и напоминает передержанный позитив (первый снимок этой группы). Целесообразнее для освещения лица использованы оба источника света в последних двух фотографиях. Здесь нет резкого членения светов и теней, возникающего при односторонне направленном свете. Уточненный рисунок глаз и губ позволяет разнообразить выражение лица.

Вы не знакомы с прототипом в жизни; проанализируйте снимки и решите сами, какой из них лучше определяет облик девушки.


27.09.2016

Разместить комментарий

Рубрики

Мои авторские фильмы

Новое в блоге